Дело №а-9223/2020
86RS0№-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2020 года <адрес>
Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.Н., при секретаре Тюленевой А.В., с участием административный истцов Соболевой С.В. и Алехиной Е.Н., представителя административных истцов Сычева И.В., представителя административных ответчиков Волошина Д.А., представителя заинтересованных лиц Ивановой Ю.А., Ивановой Е.А. – Ивановой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соболевой С.В., Алехиной Е.Н. к администрации <адрес>, департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
Соболевой С.В. и Алехиной Е.Н. обратились в суд с административным иском к администрации <адрес>, просили признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, переулок Юганский <адрес> возложить на администрацию <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения прав истцов и третьих лиц, в объеме необходимом для постановки земельного участка на кадастровый учет, посредством формирования земельного участка под двухквартирный жилой дом расположенного по адресу: <адрес>, переулок <адрес> <адрес>, утвердить схему расположения земельного участка в границах фактически сложившегося землепользования на кадастровом плане территории в кадастровом квартале: 86:10:0101207, обязать администрацию <адрес> присвоить адрес объекту адресации - земельному участку под жилым домом расположенным по адресу: <адрес>, переулок Юганский <адрес>.
Полагают, что оспариваемый отказ администрации <адрес> нарушает их права, как собственников жилого помещения, на свободное распоряжение своим имуществом, предусмотренные жилищным и земельным законодательством.
Определением судьи Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов, административные истцы, представитель заинтересованных лиц исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании выразил несогласие с административным иском.
Выслушав стороны, представителя заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П).
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Исходя из положений главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка.
Одним из общих требований к образуемым земельным участкам в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является определение градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеры земельных участков (в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются данные градостроительные регламенты).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в двухквартирном жилом <адрес> по пер. <адрес> в <адрес> Алехиной Е.Н. принадлежит 1/4 доля в праве на <адрес> общей площадью 44,4 кв.м. на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, Соболевой С.В. - <адрес> общей площадью 101,9 кв.м., на основании решения суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Соболевой С.В. и Алехиной Е.Н. обратились в администрацию <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, присвоении адреса объекту, с последующим предоставлением земельного участка в долевую собственность.
Ответом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано в формировании участка со ссылкой на то, что согласно документации по планировке территории «застройка микрорайона 27А <адрес>. Корректировка», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой <адрес> по пер.Юганский расположен на территории планируемой под строительство детского сада.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории <адрес>, утвержденными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-V ДГ (с последующими изменениями) земельный участок расположен в зоне размещения объектов образования и просвещения.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Согласно пункту 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
При этом, в соответствии с пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Решение об изъятии земельного участка принимается отдельным нормативным актом, уполномоченным государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно пп. 12, 15 пункта 7 статьи 3 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 452-V ДГ, к полномочиям департамента отнесено осуществление работ, связанных с изъятием земельных участков для муниципальных нужд, осуществление работ, связанных с резервированием земель для муниципальных нужд.
Доказательств, принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен двухквартирный жилой дом, в материалах дела не имеется, представитель административных ответчиков в судебном заседании также пояснил, что решения об изъятии земельного участка либо иных действий, направленных на его изъятие, не предпринималось.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, строительство жилого дома завершено в 1988 году, то есть за продолжительный период до утверждения действующих Правил землепользования и застройки территории <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нахождение земельного участка в зоне размещения объектов образования и просвещения не должно ограничивать прав административных истцов на обращение собственников помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, которое должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Доказательств наличия иных обстоятельств, препятствующих формированию земельного участка, утверждению схемы расположения земельного участка административными ответчиками не представлено.
Довод представителя административных ответчиков о то, что многоквартирный дом на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр жилищного фонда, признанного аварийным в муниципальном образовании городской округ <адрес>, судом отклоняется как не опровергающий незаконность оспариваемого отказа, поскольку не был указан в качестве основания для отказа в формировании земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка.
Кроме того, решением рабочей подгруппы по выполнению подпрограмм муниципальной программы «Улучшение жилищных условий населения <адрес> на период до 2030 года» от ДД.ММ.ГГГГ дом исключен из реестра ветхого жилищного фонда.
Согласно пункту 7 статьи 3 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 452-V ДГ, к полномочиям департамента отнесено формирование земельных участков, осуществление подготовки схем границ земельных участков для подготовки решений об утверждении схем границ земельных участков.
Следовательно, именно на департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом административный ответчик не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Поскольку судом не установлены основания для отказа административным истцам в реализации их права на формирование земельного участка, суд приходит к выводу, что отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным.
Согласно п. 8 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5695 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Присвоение объекту адресации адреса, аннулирование его адреса" присвоение объекту адресации адреса носит заявительный характер. Поскольку административными истцами не представлено доказательств обращения с заявлением о присвоении адреса земельному участку согласно регламенту, суд приходит к выводу, что требование признать незаконным отказ административного ответчика обязать присвоить адрес объекту адресации - земельному участку под жилым домом не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Соболевой С.В., Алехиной Е.Н. к администрации <адрес>, департаменту архитектуры и градостроительства администрации <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, переулок <адрес> <адрес>, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложить на департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, переулок <адрес>, <адрес>, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №
В удовлетворении требования обязать присвоить адрес объекту адресации - земельному участку под жилым домом расположенным по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, переулок №, <адрес> отказать.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации <адрес> сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Ю. Н. Смирнова