Решение по делу № 2-445/2020 от 14.09.2020

УИД

Дело № 2-445/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года              г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Забродиной Е.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мерлиной Т.А., с участием представителя истца Кунильского В.Е., представителя ответчика - администрации Олонецкого национального муниципального района Московкина Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пугач М.М. к администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании актов незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Пугач М.М. обратилась с административным иском к администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерству социальной защиты РК о признании актов незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия. Требования мотивированы тем, что Пугач М.М. является лицом, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г..

Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. и приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П истец была исключена из списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. Причиной исключения из указанного Списка явилось установление регистрации истца по адресу: ...., с .... года, а основного нанимателя квартиры ФИО1 с .... года. По указанному адресу Пугач М.М. была зарегистрирована матерью после рождения, никогда в данном жилом помещении не проживала. Площадь жилого помещения на каждого зарегистрированного ниже учётной нормы, ФИО1 не желает, чтобы истец проживала в её квартире. Пугач М.М. проживала с родителями и братом по адресу: ..... Мать истца - ФИО2 умерла хх.хх.хх г., отец ФИО3 лишён родительских прав в отношении дочери Пугач М.М. хх.хх.хх г.. Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. истец была определена в учреждение для детей-сирот (....). Комиссией при администрации от хх.хх.хх г. установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении. Постановлением администрации от хх.хх.хх г. Пугач М.М. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением (далее Список). При рассмотрении вопроса о нуждаемости истца в жилом помещении хх.хх.хх г. комиссия при администрации пришла к выводу, что, несмотря на регистрацию истца по адресу: ...., она не является родственником основного нанимателя ФИО1 и её сына, не обеспечена жилым помещением как лицо из категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства были актуальны на дату вынесения постановления администрации от хх.хх.хх г. , и послужили основанием для его вынесения. Данные обстоятельства не изменились при вынесении постановлении от хх.хх.хх г. об исключении истца из Списка. Обжалуемые постановление и приказ истец не получала, с их содержанием не знакома. На основании изложенного, истец просит признать незаконными постановление администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. , приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П незаконными, о возложении обязанности восстановить Пугач М.М. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с восстановлением очередности в данном списке с момента исключения.

В соответствии со ст. 16.1 КАС РФ хх.хх.хх г. Олонецким районным судом РК вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истца Кунильский В.Е. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что жилое помещение по адресу: ...., где зарегистрирована истец, является муниципальным жильем, нанимателем жилого помещения является ФИО1 (.... истца). Согласно поквартирным карточкам семья .... с .... года проживала в квартире впоследствии указанное жилое помещение было переименовано в квартиру . В указанное жилое помещение истец никогда не вселялась, не проживала, личных вещей в нем не имеет. Была зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту регистрации своей матери с .... года. Членом семьи бабушки не является, все время проживала с матерью, отцом и братом по адресу: ..... Обжалуемые постановления и приказ истец не получала, с их содержание незнакома.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Олонецкого национального муниципального района (далее администрации) Московкин Д.Г с иском не согласился. Указал на пропуск истцом срока обращения с иском в суд.

Министерство социальной защиты РК (далее Министерство), в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

В отзыве представитель Министерства Егоров С.В., действующий на основании доверенности, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований заявленных к Министерству и рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о рождении от хх.хх.хх г. серии .... ФИО3 и ФИО2 являются родителями Пугач М.М., хх.хх.хх г. года рождения.

Согласно свидетельству о смерти от хх.хх.хх г. .... , мать истца - ФИО2, хх.хх.хх г. года рождения, умерла хх.хх.хх г., о чем хх.хх.хх г. составлена запись акта о смерти .

Решением .... районного суда РК от хх.хх.хх г. отец истца ФИО3 лишен родительских прав в отношении дочери Пугач М.М.

Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. несовершеннолетняя Пугач М.М. была определена в ....

Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. , в соответствии с решением комиссии, при администрации, которой был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, Пугач М.М. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Олонецком национальном муниципальном районе.

На основании приказа Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от хх.хх.хх г. -П утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с которым Пугач М.М. числилась в графе под .

Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. Пугач М.М. исключена из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Олонецком национальном муниципальном районе.

На основании приказа Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П», внесено изменение об исключении строки из раздела (Олонецкий национальный муниципальный район Пугач М.М.).

Согласно поквартирной карточке, а также справке о регистрации от хх.хх.хх г., Пугач М.М. с хх.хх.хх г. по настоящее время зарегистрирована по адресу: РК, ..... Кроме истца в указанном жилом помещении были зарегистрированы: с хх.хх.хх г. ФИО1 (бабушка), с хх.хх.хх г. ФИО4 - умер хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. ФИО5 - выписан хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. ФИО6 (дядя истца), с хх.хх.хх г. ФИО2 - умерла хх.хх.хх г., с хх.хх.хх г. ФИО7 - выписан хх.хх.хх г.. ФИО1 и ее сын ФИО6 в данном жилом помещении зарегистрированы по настоящее время.

Из типового договора социального найма жилого помещения от хх.хх.хх г. следует, что нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: ...., общей площадью .... кв.м является ФИО1, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены ФИО6 - сын, Пугач М.М. - внучка.

Согласно пояснениям стороны истца в указанное жилое помещение истец никогда не вселялась, в указанной квартире не проживала, членом семьи ФИО1 не является, ее вещей в данной квартире не имеется. ФИО1 не желает, чтобы истец проживала в жилом помещении. Истец с родителями и братом проживала в доме по адресу: ..... В настоящее время проживает в жилом помещении, которое занимает на основании договора коммерческого найма. Другого жилого помещения истец в собственности либо в пользовании на условиях социального найма не имеет.

Согласно свидетельству серии .... от хх.хх.хх г. Пугач М.М. заключила брак хх.хх.хх г., о чем составлена запись о заключении брака , ей присвоена фамилия Пугач.

По сведениям Управления Росреестра по РК от хх.хх.хх г. отсутствуют сведения о зарегистрированных за Пугач М.М. правах на объекты недвижимости, расположенные на территории РФ.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Как следует из положений ст. ст. 7, 38 Конституции РФ, государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу подп. «з» п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 20.03.2019) орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 2 ст. 3.1 данного Закона. Таковым органом являлось Министерство социальной защиты Республики Карелия (постановление Правительства РК от 25.10.2017 № 374-П) (ранее Министерство социальной защиты, труда и занятости РК (ранее Министерство здравоохранения и социального развития РК (постановление Правительства РК от 15.12.2015 № 411-П)). Сведения для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлялись органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона РК (в ред. от 20.03.2019) и п. п. 3, 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений и заключают договоры найма специализированного жилого помещения.

Законом Республики Карелия от 21.10.2019 № 2409-ЗРК «О внесении изменений в статьи 3.1 и 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» полномочия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Поскольку истец не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В данном случае суд исходит из того, что факт регистрации истца в жилом помещении по адресу: .... носит формальный характер, не дает ей реального права пользоваться этим жилым помещением, не порождает для нее каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на момент принятия администрацией постановления от хх.хх.хх г. о включении Пугач М.М. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Олонецком национальном муниципальном районе и издании приказа Министерством социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П «Об утверждении списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», которым истец была включена в раздел «Олонецкий муниципальный район» списка детей-сирот под номером 51 и на момент принятия администрацией постановления от хх.хх.хх г. об исключении истца из указанного Списка и издании приказа Министерством социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П «О внесении изменений в приказ Министерства от хх.хх.хх г. -П, которым была исключена строка 51 из раздела «Олонецкий муниципальный район» (Пугач М.М.) основания для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ у Пугач (Пугач М.М.) имелись, не отпали и не изменились.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, учитывая допущенные ответчиками нарушения прав истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконными постановления администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. и приказа Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от хх.хх.хх г. -П.

Поскольку с 01.11.2019 включение граждан в Список осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в соответствии с Законом Республики Карелия от 21.10.2019 № 2409-ЗРК «О внесении изменений в статьи 3.1 и 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя», суд обязанность по восстановлению Пугач М.М. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Олонецком национальном муниципальном районе, с восстановлением в очереди с момента исключения, возлагает на администрацию Олонецкого национального муниципального района.

Доводы ответчиков о наличии оснований для отказа в иске по основанию пропуска истцом срока исковой давности является несостоятельным.

Суд находит, что к спорным отношениям следует применять общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 ГК РФ, поскольку в данном случае между сторонами спора возник спор о праве на получение жилого помещения, который рассматривается и разрешается по правилам искового производства. Поскольку истец обратилась с иском в суд, согласно штампу почта России на конверте, хх.хх.хх г., суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом по заявленным требованиям не пропущен.

Руководствуясь статьями 196 - 199, ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Пугач М.М. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. «Об исключении Пугач М.М. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».

Признать незаконным приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от хх.хх.хх г. -П «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от хх.хх.хх г. -П» в части исключения Пугач М.М. из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района восстановить Пугач М.М. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Олонецком национальном муниципальном районе, с восстановлением очередности с момента исключения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           Е.В. Забродина

Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ

изготовлено 25 декабря2020 г.

2-445/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пугач (Калинина) Мария Михайловна
Ответчики
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Судья
Забродина Елена Владимировна
Дело на странице суда
olonecky.kar.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2020Судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
10.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.12.2020Предварительное судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее