УИД 36RS0034-01-2020-000878-65
Дело № 2-501/2020
Строка № 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Россошь 10 августа 2020 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Гладько Б.Н.,
при секретаре Литвиновой Т.А.,
с участием представителя истца адвоката Пушкарской Л.В.,
представителя ответчика Юрченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску /Кононенко В.А./ к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях,
установил:
/Кононенко В.А./ предъявил в суде иск к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (далее ГУ-УПФР) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях, указывая в обоснование исковых требований на то, что решением ГУ-УПФР № 200000010679/897114/19 от 19 февраля 2020 г. ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Специальный стаж, требуемый для назначения льготной пенсии, по состоянию на 13 декабря 2019 г. должен составлять 13 лет. Фактически специальный стаж, по мнению ответчика, составил 12 лет 3 месяца 18 дней. Согласно указанному решению, право на назначение страховой пенсии при продолжительности стажа 12 лет у него возникает с 2 апреля 2020 г.
Однако, решением ГУ-УПФР от 15 апреля 2020 г. № 200000017629/229888/20 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 2 апреля 2020 г. Специальный стаж, требуемый для назначения льготной пенсии по состоянию на 2 апреля 2020 г., по мнению ответчика, у него составил 11 лет 8 месяцев 26 дней, а не 12 лет 3 месяца 18 дней, как указано в решении № 200000010679/897114/19 от 19 февраля 2020 г. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ему не включен период с 01.10.1986 по 08.02.1987 - учеба в Яхромской техшколе. Основание – такая учеба не предусмотрена пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Он считает такое решение ГУ-УПФР незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнею Севера каждый календарный гол работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. С учетом Приложения 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» возраст для назначения страховой пенсии по указанным выше основаниям должен составлять по состоянию на 2019 год 56 лет, в 2020 году - 57 лет.
На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
При продолжительности специального стажа в 12 лет по состоянию на 2020 год, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют мужчины, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев (60 лет - 4 года + 6 месяцев). Указанного возраста он достиг 2 апреля 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении указанных Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов па государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Исходя из положений пункта 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 и правовых норм трудового законодательства (ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ), за работником, направленным для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, следовательно, в указанные периоды сохраняется как место работы, так и производятся предусмотренные законодательством выплаты, из которых работодатель обязан был производить отчисления взносов на государственное социальное страхование, действовавшее до 01.01.1991.
Таким образом, периоды нахождения в ученических отпусках (на курсах повышения квалификации), приравниваются законодателем к выполнению работником трудовых обязанностей.
На основании пункта 30 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, засчитывается все время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и за пределами этих районов и местностей в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев.
Основанием для изменения ранее вынесенного решения ГУ-УПФР явились сведения, указанные в его (истца) личной карточке № 202083 (учился в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 года по 1 апреля 1987 года на машиниста экскаватора - приказ № 174 от 26.09.1986). Однако, ответчик при исключении из специального стажа не принял во внимание иные записи личной карточки, а также записи № 11-18 трудовой книжки, из которых следует, что он работал с 17 марта 1986 г. по 28 января 1998 г. в Механизированной колонне № 102 Северного АООТ по механизации земляных работ «Севстроймеханизация» и период обучения не был исключен работодателем из трудового стажа. Сохранение за ним в период обучения места работы и осуществление работодателем установленных законодательством выплат в период с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г., кроме указанных выше документов, подтверждается и архивной справкой № К-2 от 27.01.2020, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации города Лабытнанги. Период с 1 января 1987 г. по 31 января 1987 г. не может быть включен в специальный стаж, так как за данный период отсутствует информация об уплате ему работодателем выплат, установленных законодательством, следовательно, ответчиком незаконно исключены из специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях») периоды с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г., то есть 3 месяца 9 дней.
При включении спорных периодов, специальный стаж по состоянию на 2 апреля 2020 г. составит 12 лет 00 месяцев 5 дней (11 лет 8 месяцев 26 дней + 3 месяца 9 дней), то есть достаточен для назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при достижении им возраста 56 лет 06 месяцев, то есть с 2 апреля 2020 г.
Он, истец /Кононенко В.В./, просит:
- признать решение ГУ-УПФР № 200000017629/229888/20 от 15 апреля 2020 г. в части невключения в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. незаконным;
- обязать ГУ-УПФР включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г.;
- обязать ГУ-УПФР назначить ему страховую пенсию по староста па основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 2 апреля 2020 г.;
- взыскать с ГУ-УПФР в его пользу расходы по составлению искового заявления в размере 4000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, а всего 4300 рублей (л.д. 9-12).
Истец /Кононенко В.В./ в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия, взыскать с ответчика в его пользу расходы на представителя в судебном заседании – 4000 рублей, доверяет представлять его интересы адвокату Пушкарской Л.В. (л.д. 42).
Исковые требования в судебном заседании поддержала представитель истца адвокат Пушкарская Л.В., которая обосновала их аналогично тексту искового заявления.
Представитель ответчика Юрченко Н.В. иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований Кононенко В.В., сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых усматривается, что основания для включения периодов учебы истца в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. в стаж, необходимым для назначения страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствуют в соответствии подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, которым предусматривался зачет в общий стаж работы обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально - технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально - технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. Включение таких периодов в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения не было предусмотрено (л.д. 44-45).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в иске отказать.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Периоды работы и иной деятельности, периоды, подлежащие зачету наряду с работой и иной деятельностью, подлежащие включению в стаж, дающий право па досрочное назначение страховой пенсии по старости, приведены в статьях 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, положения которых не предусматривают возможность включения в страховой стаж периода обучения с отрывом от производства.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения до принятия Федерального закона № 400-ФЗ последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (в период до 1 января 1992 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г.), Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Сам факт учебы истца /Кононенко В.В./ в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. ответчиком не оспаривается.
На момент обучения истца в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»).
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период обучения в техшколе мог быть включен в общий стаж работы, а также при определенных условиях - в специальный (льготный) трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 предусматривалось, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В силу статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье Закона.
Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно положения статьи 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Ссылка истца на пункт «а» статьи 30 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (в редакции от 11.07.1991, с изменениями от 01.12.2015), не дает оснований для удовлетворения иска.
Статья 30 названной Инструкции предусматривает порядок зачета определенных периодов трудовой и иной деятельности, в частности, все время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и за пределами этих районов и местностей в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев, в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, а не в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в спорные периоды учебы истца в Яхромской техшколе, не предусматривал наличие у лица непрерывного трудового стажа в качестве обстоятельства, имеющего значение при оценке его пенсионных прав.
Статья 44 раздела VI «Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере» Инструкции от 22.11.1990 не содержит положений о возможности зачета периодов повышения квалификации или переподготовки кадров в стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать /Кононенко В.А./ в иске к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий
судья Б.Н. Гладько
УИД 36RS0034-01-2020-000878-65
Дело № 2-501/2020
Строка № 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Россошь 10 августа 2020 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Гладько Б.Н.,
при секретаре Литвиновой Т.А.,
с участием представителя истца адвоката Пушкарской Л.В.,
представителя ответчика Юрченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску /Кононенко В.А./ к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях,
установил:
/Кононенко В.А./ предъявил в суде иск к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (далее ГУ-УПФР) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях, указывая в обоснование исковых требований на то, что решением ГУ-УПФР № 200000010679/897114/19 от 19 февраля 2020 г. ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Специальный стаж, требуемый для назначения льготной пенсии, по состоянию на 13 декабря 2019 г. должен составлять 13 лет. Фактически специальный стаж, по мнению ответчика, составил 12 лет 3 месяца 18 дней. Согласно указанному решению, право на назначение страховой пенсии при продолжительности стажа 12 лет у него возникает с 2 апреля 2020 г.
Однако, решением ГУ-УПФР от 15 апреля 2020 г. № 200000017629/229888/20 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 2 апреля 2020 г. Специальный стаж, требуемый для назначения льготной пенсии по состоянию на 2 апреля 2020 г., по мнению ответчика, у него составил 11 лет 8 месяцев 26 дней, а не 12 лет 3 месяца 18 дней, как указано в решении № 200000010679/897114/19 от 19 февраля 2020 г. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ему не включен период с 01.10.1986 по 08.02.1987 - учеба в Яхромской техшколе. Основание – такая учеба не предусмотрена пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Он считает такое решение ГУ-УПФР незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнею Севера каждый календарный гол работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. С учетом Приложения 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» возраст для назначения страховой пенсии по указанным выше основаниям должен составлять по состоянию на 2019 год 56 лет, в 2020 году - 57 лет.
На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
При продолжительности специального стажа в 12 лет по состоянию на 2020 год, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют мужчины, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев (60 лет - 4 года + 6 месяцев). Указанного возраста он достиг 2 апреля 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении указанных Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов па государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Исходя из положений пункта 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 и правовых норм трудового законодательства (ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ), за работником, направленным для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, следовательно, в указанные периоды сохраняется как место работы, так и производятся предусмотренные законодательством выплаты, из которых работодатель обязан был производить отчисления взносов на государственное социальное страхование, действовавшее до 01.01.1991.
Таким образом, периоды нахождения в ученических отпусках (на курсах повышения квалификации), приравниваются законодателем к выполнению работником трудовых обязанностей.
На основании пункта 30 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, засчитывается все время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и за пределами этих районов и местностей в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев.
Основанием для изменения ранее вынесенного решения ГУ-УПФР явились сведения, указанные в его (истца) личной карточке № 202083 (учился в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 года по 1 апреля 1987 года на машиниста экскаватора - приказ № 174 от 26.09.1986). Однако, ответчик при исключении из специального стажа не принял во внимание иные записи личной карточки, а также записи № 11-18 трудовой книжки, из которых следует, что он работал с 17 марта 1986 г. по 28 января 1998 г. в Механизированной колонне № 102 Северного АООТ по механизации земляных работ «Севстроймеханизация» и период обучения не был исключен работодателем из трудового стажа. Сохранение за ним в период обучения места работы и осуществление работодателем установленных законодательством выплат в период с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г., кроме указанных выше документов, подтверждается и архивной справкой № К-2 от 27.01.2020, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации города Лабытнанги. Период с 1 января 1987 г. по 31 января 1987 г. не может быть включен в специальный стаж, так как за данный период отсутствует информация об уплате ему работодателем выплат, установленных законодательством, следовательно, ответчиком незаконно исключены из специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях») периоды с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г., то есть 3 месяца 9 дней.
При включении спорных периодов, специальный стаж по состоянию на 2 апреля 2020 г. составит 12 лет 00 месяцев 5 дней (11 лет 8 месяцев 26 дней + 3 месяца 9 дней), то есть достаточен для назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при достижении им возраста 56 лет 06 месяцев, то есть с 2 апреля 2020 г.
Он, истец /Кононенко В.В./, просит:
- признать решение ГУ-УПФР № 200000017629/229888/20 от 15 апреля 2020 г. в части невключения в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. незаконным;
- обязать ГУ-УПФР включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г.;
- обязать ГУ-УПФР назначить ему страховую пенсию по староста па основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 2 апреля 2020 г.;
- взыскать с ГУ-УПФР в его пользу расходы по составлению искового заявления в размере 4000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, а всего 4300 рублей (л.д. 9-12).
Истец /Кононенко В.В./ в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия, взыскать с ответчика в его пользу расходы на представителя в судебном заседании – 4000 рублей, доверяет представлять его интересы адвокату Пушкарской Л.В. (л.д. 42).
Исковые требования в судебном заседании поддержала представитель истца адвокат Пушкарская Л.В., которая обосновала их аналогично тексту искового заявления.
Представитель ответчика Юрченко Н.В. иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований Кононенко В.В., сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых усматривается, что основания для включения периодов учебы истца в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. в стаж, необходимым для назначения страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствуют в соответствии подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, которым предусматривался зачет в общий стаж работы обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально - технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально - технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. Включение таких периодов в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения не было предусмотрено (л.д. 44-45).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым в иске отказать.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Периоды работы и иной деятельности, периоды, подлежащие зачету наряду с работой и иной деятельностью, подлежащие включению в стаж, дающий право па досрочное назначение страховой пенсии по старости, приведены в статьях 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, положения которых не предусматривают возможность включения в страховой стаж периода обучения с отрывом от производства.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения до принятия Федерального закона № 400-ФЗ последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (в период до 1 января 1992 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г.), Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Сам факт учебы истца /Кононенко В.В./ в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. ответчиком не оспаривается.
На момент обучения истца в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»).
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период обучения в техшколе мог быть включен в общий стаж работы, а также при определенных условиях - в специальный (льготный) трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 предусматривалось, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В силу статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье Закона.
Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно положения статьи 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Ссылка истца на пункт «а» статьи 30 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 (в редакции от 11.07.1991, с изменениями от 01.12.2015), не дает оснований для удовлетворения иска.
Статья 30 названной Инструкции предусматривает порядок зачета определенных периодов трудовой и иной деятельности, в частности, все время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и за пределами этих районов и местностей в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев, в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, а не в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в спорные периоды учебы истца в Яхромской техшколе, не предусматривал наличие у лица непрерывного трудового стажа в качестве обстоятельства, имеющего значение при оценке его пенсионных прав.
Статья 44 раздела VI «Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере» Инструкции от 22.11.1990 не содержит положений о возможности зачета периодов повышения квалификации или переподготовки кадров в стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать /Кононенко В.А./ в иске к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонному) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности: включить период учебы в Яхромской техшколе с 1 октября 1986 г. по 31 декабря 1986 г. и с 1 февраля 1987 г. по 8 февраля 1987 г. в специальный стаж, назначить пенсию на льготных основаниях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий
судья Б.Н. Гладько