ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-6820/2015
23 апреля 2015 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.,
судей Хамидуллиной Э.М., Якуповой Н.Н.,
при секретаре Хафизуллиной Г.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе СМС на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований СМС к ... об обязании выдачи справки, о взыскании компенсации морального вреда отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Хамидуллиной Э.М., судебная коллегия
установила:
СМС, действующий за себя и в интересах СМС обратился в суд с иском к ... об устранении противоправных действий должностных лиц ..., обязании ... по РБ обеспечить доступ и предоставить информацию в выдаче справки о реабилитации СМС, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что при обращении в ... ему было отказано в выдаче справки. Истец считает, что ему причинен моральный вред, который он оценивает в ... рублей.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе СМС ставит вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность, указывая, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя МВД по адрес по доверенности СМС, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ гарантируется каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, что дата в МВД ... поступило заявление СМС о предоставлении информации о реабилитации родственников, к которым была применена политическая репрессия в административном порядке.
дата СМС дан ответ за исх.№ ..., в котором было указано, что дата МВД по адрес был реабилитирован СМС, год рождения не отражен, житель д. адрес Башкирской АССР, как подвергшийся политической репрессии в административном порядке в виде раскулачивания. В связи с отсутствием архивных документальных сведений факт применения политической репрессии был установлен решением Чишминского райсуда РБ от дата по обращению заявителя СМС
Факт направления СМС в административном порядке в ссылку, высылку, на спецпоселение архивными документами не подтвержден; решением Чишминского райсуда РБ от дата не установлен.
Справка о реабилитации СМС была направлена СМС в ... году.
Сообщено, что Информационный центр МВД по адрес архивными материалами либо сведениями об аресте, осуждении, направлении в административном порядке в ссылку, высылку, на спецпоселение, о раскулачивании (конфискации имущества), о смерти, месте захоронения, а также другими данными о судьбе родственников СМС- СМС, СМС, СМС, СМС, СМС не располагает.
СМС было разъяснено, что порядок выдачи справок о реабилитации в России регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденным приказом МВД России от датаг. №... (далее - Административный регламент), для получения дубликата справки о реабилитации в отношении его прадеда СМС необходимо обратиться с заявлением и приложить к заявлению документы, перечень которых указан в п. 17 Административного регламента.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что заявителем необходимые документы не представлены, правовые основания у суда первой инстанции для выдачи ему дубликата справки о реабилитации прадеда СМС, отсутствовали.
Согласно Административному регламенту при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным (пункт 17). Для других лиц и общественных организаций в случае необходимости получения справки о реабилитации лица, в интересах которого они выступают, к заявлению прилагается доверенность, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 18). Основанием для отказа в приеме документов является представление заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 Административного регламента (пункт 20). Заявления и документы, указанные в пунктах 15 - 18 Административного регламента, принимаются на личном приеме в ИЦ, вместе с копиями документов предъявляются оригиналы (пункт 40). Заявление может быть направлено в ИЦ почтой с приложением нотариально заверенных копий документов, указанных в пунктах 16 - 18 Административного регламента (пункт 41). Справка о реабилитации может быть выдана заявителю или его доверенному лицу на руки под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а доверенному лицу, кроме того, при предъявлении нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке (абзац первый пункта 52.1).
Административный регламент разработан и утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1, целью которого, как указано в его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их и гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
По смыслу статей 3, 11, 16.1 названного закона, заинтересованным лицом является репрессированное лицо, а также иные уполномоченные им лица, обращающиеся в его интересах, а после смерти - его родственники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Архивные документы, подтверждающие факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, являются документами Архивного фонда Российской Федерации, депозитарное хранение которых в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ) осуществляет МВД России.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ установлено ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.
Таким образом, содержащееся в пунктах 17, 18 Административного регламента требование к заявителю представить документы, подтверждающие его личность, полномочия на подачу в интересах репрессированного заявления о реабилитации, а в случае смерти репрессированного документы, подтверждающие родственные отношения с ним, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, направлено на установление личности заявителя и его права на подачу заявления и получение справки о реабилитации.
Довод заявителя о том, что любое лицо вправе получить справку о реабилитации только на основании заявления, основан на неправильном толковании норм федерального законодательства.
Гражданин (физическое лицо) в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
По изложенным основаниям не противоречит федеральному законодательству требование о представлении копий документов, установленное пунктами 40, 41, а также положение пункта 52.1 Административного регламента о выдаче справки о реабилитации лицу, по предъявлении документа, удостоверяющего личность, или соответствующих полномочий, удостоверенных доверенностью.
Непредставление документов, приведенных в пунктах 17, 18 Административного регламента, делает невозможным рассмотрение заявления лица, личность которого и полномочия на обращение в органы внутренних дел не установлены, в связи с чем суд считает правомерным предусмотренный пунктом 20 Административного регламента отказ по этим основаниям в приеме документов.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
В соответствии с частью 1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Как видно из дела, в судебном заседании ответчик заявлял ходатайстве о замене не надлежащего ответчика, однако истец действующий и в интересах другого истца против замены ответчика возражал.
Судом первой инстанции неоднократно разъяснялась необходимость замены ответчика, выяснялось его согласие на замену и привлечение надлежащего ответчика, на, что истец ответил категорическим отказом.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику – ....
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с решением суда об отказе в удовлетворении иска к ... об обязании выдать справку, о взыскании компенсации морального вреда, поскольку доказательств нарушения прав, которые должны были бы компенсированы в порядке ст. ст. 151, 1064 Гражданского кодекса РФ, истцом не представлено.
Выводы суда мотивированы, оснований для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Решение суда соответствует установленным обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований для отмены решения суда, по доводам апелляционных жалоб, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу СМС без удовлетворения.
Председательствующий Осетрова З.Х.
Судьи Хамидуллина Э.М.
Якупова Н.Н.
Справка: судья Мартынова Н.Н.