Решение по делу № 2-48/2016 от 27.01.2016

Дело № 2-48/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток             06 апреля 2016 г.

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдакова В.Н. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, администрации Быстроистокского сельского совета Быстроистокского района Алтайского края об установлении факта постоянного проживания, факта потери имущества в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, признания нуждающимся в получении единовременных денежных выплат материальной и финансовой помощи в результате ЧС за полную утрату имущества, обязании составить акты обследования утраченного имущества и жилого дома, восстановлении срока на подачу заявления о включении в список граждан, жилые помещения которых требуют капитального ремонта, признании права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края,

установил:

Юдаков В.Н. обратился в суд с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, администрации Быстроистокского сельского совета Быстроистокского района Алтайского края об установлении факта постоянного проживания, факта потери имущества в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, признания нуждающимся в получении единовременных денежных выплат материальной и финансовой помощи в результате ЧС за полную утрату имущества, обязании составить акты обследования утраченного имущества и жилого дома, обязании составления акта обследования жилого дома, восстановлении срока на подачу заявления о включении в список граждан, жилые помещения которых требуют капитального ремонта, признании права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края.

В обоснование требований указано, что истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: с. <адрес> с 1969 года. Во время паводка на территории Быстроистокского района Алтайского края, произошедшего в мае-июне 2014 года, он находился <данные изъяты> поэтому спасти свое имущество первой необходимости, оставшееся в доме, где проживал до ареста, не имел возможности. <данные изъяты> В октябре 2015 года по прибытию в с. Быстрый Исток он обратился в администрацию Быстроистокского района с целью получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также с заявлением о включении его в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта. Однако ему было разъяснено, что ввиду отсутствия у него регистрации по месту его постоянного жительства в <адрес> так как его прежний паспорт с отметкой о регистрации по вышеуказанному адресу был заменен <данные изъяты> в связи с достижением им 45-летнего возраста, а также отсутствием акта утраты имущества, в дополнительный список на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости его включить не могут. Кроме того, согласно письмам администрации Быстроистокского района он не может быть включен в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по причине пропуска срока, а также отсутствия права собственности на данное жилое помещение. Истец с таким отказом не согласен, поскольку его отсутствие по месту регистрации в момент чрезвычайной ситуации не является основанием для отказа в получении материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, так как в действительности все имевшееся у него имущество, оставшееся в доме <данные изъяты> имелось в наличии, а также не согласен и с решением об отказе во включении его в список граждан для получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта данного дома, затопленного выше подоконников, поскольку дому требуется проведение капитального ремонта.

В судебных заседаниях истец Юдаков В.Н. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснив, что с детских лет он проживал и до июня 2014г. был зарегистрирован в спорном доме вместе с родителями, которые умерли друг за другом в марте и в мае 2005г., первой мать, за ней – отец. После смерти отца он принял наследство и 14.11.2005г. нотариусом ему было выдано свидетельство о праве на наследство на денежные средства на счета родителей в банках. <данные изъяты> То есть на момент начала наводнения в мае-июне 2014г. в Быстром Истоке <данные изъяты> охрана дома, <данные изъяты>, вместе со всем оставшимся имуществом, была поручена постановлением того же суда администрации Быстроистокского сельсовета. <данные изъяты>, не смотря на то, что в прежнем паспорте имелся штамп с отметкой о регистрации места жительства в <адрес>, во вновь выданном ему ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> новом паспорте такой отметки о регистрации уже не было. Подготовить необходимые документы вместе с заявлением о включении его в список для получения средств на проведение капитального ремонта поврежденного паводком 2014г. жилого дома <данные изъяты> он не мог, <данные изъяты> родственников в Быстром Истоке у него нет. Другого жилья кроме указанного дома по <адрес> у него не было и нет, место, <данные изъяты> поэтому обратился в суд с иском. В доме, где <данные изъяты> оставалось все имевшееся у него имущество: одежда и обувь, постельное белье, мебель (диван, кровать, кухонный шкаф, стол, шифоньер), кухонная утварь, холодильник, телевизор, газовая плита с баллоном. Когда наводнение закончилось и вода ушла, все имущество, находившееся внутри дома, пришло в полную негодность, кроме того, штукатурка отвалилась, печь развалилась, окна и двери перекосило, стекла разбиты, везде плесень, поэтому дом нуждается в капитальном ремонте.

Ответчик администрация Быстроистокского района представителя в суд не направил, о заседании был надлежаще извещен, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району Черепанова Г.В. пояснила, что Управление не является надлежащим ответчиком, так как не имеет полномочий на принятие решения о включении истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной и финансовой помощи; такое решение может принять администрация Быстроистокского района. То есть при включении Юдакова В.Н. в соответствующий список, либо если суд установит факт его проживания в затопленном доме, Управление ему выплатит материальную и финансовую помощь; решение по выплате средств на капитальный ремонт дома Управление также не принимает, данный вопрос находится в ведении администрации Быстроистокского района.

Ответчик администрация Быстроистокского сельского совета Быстроистокского района, надлежаще извещенный, в письменном отзыве указал о рассмотрении дела без его участия, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, надлежаще извещенный судом, в заседание не явился, письменный отзыв на исковое заявление не представил, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, также надлежаще извещенное, представителей не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило возражения на иск.

Третье лицо – начальник МП УФМС России по Алтайскому краю в с. Быстрый Исток Ю.М. Кречетова, надлежаще извещенная о заседаниях, просила рассмотреть дело без её участия и принять решение по усмотрению суда.

Третье лицо – нотариус Быстроистокского нотариального округа Колбин В.И., также надлежаще извещенный судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на исковое заявление не представил, о причинах неявки не сообщил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав объяснения истца Юдакова В.Н., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций; в силу п.10 ч.2 той же статьи суд рассматривает дела об установлении других, имеющих юридическое значение фактов.

Суд согласно ст.265 ГПК РФ устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, кроме того, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст.267 ГПК РФ).

В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред., действующей на дату рассмотрения дела), граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 25 Закона Алтайского края от 17.03.1998г. № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 1 Постановления Администрации Алтайского края от 29.05.2014г. № 254 на территории Алтайского края с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением главы администрации Быстроистокского района от 31 мая 2014 года № 179 на территории Быстроистокского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации, так как в зоне затопления оказались населенные пункты: села Быстрый Исток, Верх-Озерное и Усть-Ануй.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

На основании распоряжения Правительства РФ № 994-р от 09.06.2014 предусмотрено ассигнование бюджета Администрации Алтайского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для предоставления пострадавшим гражданам указанных единовременных денежных выплат, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 г. № 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Пунктами 2.1. и 2.2. указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также – «денежные выплаты») являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации; при этом к категории нуждающихся в получении денежных выплат отнесены граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - «зона затопления»). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией, при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.

Как указано в справках от 16.10.2015г. и 20.10.2015г. и , выданных администрацией Быстроистокского сельсовета Юдакову В.Н., последний с даты приватизации жилого помещения – ДД.ММ.ГГГГ - постоянно проживает и зарегистрирован в нем по адресу: <адрес> с указанием, что данное домовладение попало в зону затопления при чрезвычайной ситуации (наводнении) на территории с.Быстрый Исток в мае-июне 2014 года.

На основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного матерью истца Юдаковой Н.М. с Быстроистокским <данные изъяты> и уточняющей состав её семьи справки Быстроистокского сельсовета от 20.10.2015г. , суд полагает, что Юдаков В.Н. как член семьи Юдаковой Н.М. являлся участником приватизации дома по <адрес>

По сообщению начальника МП УФМС России по Алтайскому краю в с. Быстрый Исток Юдаков В.Н. был зарегистрирован по месту жительства по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

Постановлением Быстроистокского районного суда от 23 июня 2014г. было удовлетворено заявление Юдакова В.Н. о принятии мер по охране жилого дома и находящегося в нем имущества, ему принадлежащего, расположенного по адресу: <адрес>, исполнение таких мер поручено администрации Быстроистокского сельского Совета.

В настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>

Свидетель С. (двоюродная сестра истца) в суде пояснила, что в доме по <адрес> Юдаков В.Н. проживал с рождения и после смерти родителей проживал в нем до ареста. В момент паводка в 2014 году он <данные изъяты> так как его дом тоже был затоплен, он по телефону просил ее посмотреть дом. Она приезжала в с.Быстрый Исток и смотрела дом, состояние которого было плачевное, окна разбиты, дверей не было, печь размыта, воды в доме было выше подоконников. До паводка она была в доме у Юдакова, там у него был диван, кровать, телевизор, кухонный шкаф, стол, шифоньер, холодильник, кухонная утварь, одежда, обувь, постельное белье.

Свидетель И. также пояснил, что дом Юдакова В.Н. по <адрес> был затоплен выше подоконников, до паводка он был в этом доме в гостях у истца и поэтому знает, что кроме его личных вещей там была мебель, телевизор, кухонная утварь, все, что нужно для жизни.

Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факты постоянного проживания Юдакова В.Н. в доме по <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации и полной утраты имущества, находившегося в данном доме в результате паводка в мае-июне 2014г., нашли полное подтверждение, установление их в ином порядке, кроме судебного, невозможно.

    Согласно ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии в качестве собственника, по договору найма или аренды, либо иных основаниях, предусмотренных законом.

Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.

<данные изъяты>

Учитывая, что установление фактов постоянного проживания и полной утраты имущества в результате паводка в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, влияет на получение истцом единовременных денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации - паводка, произошедшего в июне 2014 года на территории села Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края, принимая во внимание мнение администрации Быстроистокского сельсовета, изложенное в письме от 01.03.2016г., о полной утрате Юдаковым В.Н. имущества, находившегося на момент паводка в мае-июне 2014г. в доме по <адрес>, его требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, о наличии у истца как нуждающегося в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, права на получение таких выплат, свидетельствует решение межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района от 07 октября 2014г. (протокол заседания № 34), согласно которому в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией в Алтайском крае, включить в список на выплату финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости в результате паводка на территории Быстроистокского района в мае-июне 2014г. лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, ранее проживавших в населенных пунктах с.Быстрый Исток, с.Усть-Ануй и с.Верх-Озерное, в случае предоставления уполномоченным лицом подтверждающих документов об утрате имущества первой необходимости. Соответственно, местом постоянного проживания данной категории граждан считать адрес регистрации по месту жительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Юдаков В.Н. как постоянно проживающий и зарегистрированный в доме по ул.<адрес>, попавшем в зону затопления в результате паводка в мае-июне 2014г., является нуждающимся в получении единовременных выплат, поскольку им было утрачено все имущество первой необходимости, что не оспаривается администрацией Быстроистокского сельсовета и администрацией Быстроистокского района, поэтому данное требование также является обоснованными и подлежащим удовлетворению: суд признает его нуждающимся в получении единовременной материальной и финансовой помощи как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного паводка в мае-июне 2014г., и полностью утратившего имущество первой необходимости.

Что касается требований истца о восстановлении ему пропущенного срока на подачу заявления о включении в список граждан, поврежденные в результате паводка жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, и признания права истца на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого помещения – дома по <адрес>, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. № 447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее - Правила).

Пунктом 1 Правил установлены порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

В соответствии с пунктом 4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.

В связи с этим Администрацией Алтайского края 17 июня 2015г. принято постановление № 234 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок).

Пунктом 4 указанного Порядка изначально было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;

- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.

Постановлением администрации Алтайского края от 12 ноября 2015г. № 457 пункт 4 вышеуказанного Порядка изложен в новой редакции, а именно:

«Право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015г. № 447;

включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014г., и требуют проведения капитального ремонта.

Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка при отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта; к заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.

В том же пункте 4 Порядка указано, что решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, принимаются при отсутствии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.

Таким образом, из приведенных положений подпункта «а» пункта 5 Правил и пункта 4 Порядка следует, что Правительством Российской Федерации и субъектом Российской Федерации Алтайским краем предусмотрен исчерпывающий перечень обязательных условий, при наличии всей совокупности которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры социальной поддержки, а также определен пресекательный срок для обращения гражданина, не включенного ранее в списки для предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта, с соответствующим заявлением.

Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств для получения социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, произошедшего на территории <адрес>, при наличии иных обязательных условий, является соблюдение гражданином в случае, если он не обращался в 2014г. с заявлением на включение его жилого помещения в список пострадавших от паводка и требующих проведения капитального ремонта, 30-дневного срока подачи такого заявления в администрацию района со дня вступления в силу вышеназванного Порядка, то есть с 18 июня 2015г., когда данный правовой акт был официально опубликован. Соответственно, срок подачи таких заявлений истек 18 июля 2015г.

Вместе с тем, истец впервые обратился с заявлением о включении его в соответствующий список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения только 16 октября 2015г., то есть спустя почти 3 месяца после окончания 30-дневного срока, предусмотренного п.4 Порядка.

Письмом от 21 октября 2015 года администрация Быстроистокского района отказала Юдакову В.Н. во включении в дополнительный список граждан, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г., в связи с пропуском срока подачи заявления, который истек 18.07.2015г.

Повторное обращение истца ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением администрацией Быстроистокского района ДД.ММ.ГГГГ вновь было отклонено по тем же основаниям: не включение его в список граждан, составленный в 2014г., жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют капитального ремонта, и пропуска срока подачи заявления в 2015г.

Данные отказы ответчика являются обоснованными ввиду того, что установленный пунктом 4 Порядка 30-дневный срок обращения гражданина с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилищного фонда не подлежит восстановлению, так как не является процессуальным и возможность его восстановления правовыми актами не предусмотрена.

Истец не был лишен возможности, даже <данные изъяты>, принять необходимые меры для выяснения интересующих его правовых вопросов, касающихся как обращения с заявлением в администрацию Быстроистокского района о включении в список на получение выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего от паводка жилого помещения, так и сбора необходимых для этого документов путем, например, выдачи доверенности, удостоверенной <данные изъяты>, на имя родственника или иного лица.

Таким образом, требования Юдакова В.Н. в части восстановления ему срока на подачу заявления о включении в список граждан, жилые помещения которых требуют капитального ремонта, а также признания за ним права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения – дома по <адрес>, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г., удовлетворению не подлежат ввиду их необоснованности.

В соответствии со ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении», государство гарантировало гражданам Российской Федерации право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, и установило свою обязанность по выплате соответствующих компенсаций пострадавшим гражданам.

Вместе с тем, данная обязанность государства не имеет характера гражданско-правового обязательства по полному возмещению вреда, причиненного здоровью или имуществу гражданина, поскольку возникновение чрезвычайной ситуации, как правило, связано с каким-либо стихийным бедствием или природным явлением, в происхождении которого вина органов государства отсутствует.

Как разъяснил Европейский суд по правам человека, обязательство государства защищать частную собственность в таких случаях не подразумевает обязанность компенсировать полную рыночную стоимость уничтоженного имущества. Предоставляемая государством компенсация должна оцениваться с учетом других мер, принимаемых властями, сложности ситуации, числа собственников, а также экономических, социальных и гуманитарных вопросов, связанных с обеспечением помощи при бедствиях (Постановление ЕСПЧ от 20.03.2008 по делу «Будаева и другие (Budayeva and Others) против России" (жалобы N 15339/02, 21166/02, 20058/02, 11673/02, 15343/02).

В то же время, обязанность государства по выплате денежных средств для капитального ремонта жилых помещений направлена на защиту прав пострадавших граждан на жилье, а не имущественных прав, в частности права собственности на жилой дом.

В соответствии с требованиями ст.ст.210-211 ГК РФ, собственник несет не только бремя содержания принадлежащего ему имущества, но и риск его случайной гибели.

В данном случае право на предоставление Юдакову В.Н. мер социальной поддержки для восстановления его жилищных прав как собственника поврежденного паводком жилого помещения отсутствует, поскольку он, как установлено судом, пропустил установленный Порядком срок для обращения с заявлением на предоставление социальной выплаты, который не подлежит восстановлению и является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Поскольку требования истца о возложении на администрацию Быстроистокского сельсовета и на администрацию Быстроистокского района обязанности соответственно составить акт обследования утраченного имущества и акт обследования жилого дома о степени его разрушения в результате паводка и необходимости проведения капитального ремонта не являются самостоятельными, к тому же администрацией Быстроистокского района такой акт был составлен и представлен в дело, удовлетворению они не подлежат.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Юдакова В.Н. удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации – затопления села Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края в мае-июне 2014 года – Юдакова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по адресу: <адрес>

Установить факт полной утраты Юдаковым В.Н. имущества, находившегося в доме по <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации – паводкового наводнения в мае-июне 2014г., и признать его нуждающимся в получении единовременных денежных выплат в виде материальной и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В удовлетворении остальных требований Юдакову В.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2016г.

Судья С.В. Соловаров

2-48/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юдаков В.Н.
Ответчики
Администрация Быстроистокского района
Администрация Быстроистокского сельсовета
Управление социальной хзащиты населения по Быстроистокскому району
Другие
МП УФМС России по АК
нотариус Быстроистокского нотариального округа
Суд
Быстроистокский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
istoksky.alt.sudrf.ru
27.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2016Передача материалов судье
01.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2016Подготовка дела (собеседование)
11.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2016Судебное заседание
11.03.2016Судебное заседание
06.04.2016Судебное заседание
11.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее