...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседании Макаровой М.А.,
с участием представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - А.,
рассмотрев 22 октября 2024 года в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к Кутьину В.В. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
ОСФР по Республике Коми обратилось в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к Кутьину В.В. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в период с 01.03.2023 по 30.11.2023, в размере 226551,24 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Кутьин В.В., ... года рождения, с ... года являлся получателем пенсии по потере кормильца, выплата которой была продлена в связи с поступлением на обучение по очной форме на период с 01.01.2023 по 24.01.2028, однако Кутьин В.В. 13.02.2023 был отчислен из учебного заведения, в связи с чем оснований для получения им пенсии в указанный период времени не имелось. О необходимости своевременного извещения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии, Кутьин В.В. ознакомлен в заявлении о назначении ему пенсии от ..., но свои обязательства не выполнил, претензия о возврате излишне полученных денежных средств, направленная в его адрес, оставлена ответчиком без ответа.
В судебном заседании представитель ОСФР по Республике Коми А. исковые требования поддержала.
Ответчик Кутьин В.В. в судебном заседании участия не принимал, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, судебное извещение, направленное по месту его регистрации, подтвержденному ОВМ ОМВД России по Усть-Вымскому району, возвращено в суд с отметкой почтовой службы «истек срок хранения», что в силу ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением.
Принимая во внимание изложенное, суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела Кутьина В.В., суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона № 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют, в том числе лица старше 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей.
В силу положений статьи 13 данного Федерального закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Аналогично, согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются его дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Прекращение выплаты пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо наступила трудоспособность соответствующего лица (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу части 5 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение (продление) пенсионной выплаты, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кутьин В.В., ... года рождения, с ... являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
С заявлением о назначении несовершеннолетнему пенсии по случаю смерти его отца в пенсионный орган обратилась мать Кутьина В.В. – Б. ....
На основании приказа № ... от 20.09.2022 Кутьин В.В. был принят в ГАПОУ ... «...» на дневную (очную) форму обучения по профессии «...» на период обучения с 20.09.2022 по 30.06.2025.
В этой связи ОПФР по Республике Коми 19.12.2022 принято решение № ... о выплате Кутьину В.В. пенсии по потере кормильца в размере 25 172,36 рублей с 01.01.2023.
03.01.2023 пенсионным органом в электронном виде через ЕПГУ Кутьину В.В. направлено заявление о доставке пенсии для подписания, в котором последний уведомлялся о необходимости своевременно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты.
... Кутьин В.В. достиг совершеннолетия.
На основании приказа № ... от 13.02.2023 Кутьин В.В. был отчислен из учебного заведения ..., о чем 10.11.2023 ОСФР по Республике Коми стало известно из справки ГАПОУ ... «...» от 31.10.2023 № ....
После отчисления из учебного заведения Кутьин В.В. продолжал являться получателем пенсии.
С 01.03.2023 выплата пенсии Кутьину В.В. прекращена в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ (решение ОСФР по Республике Коми от 14.11.2023 № ...).
23.11.2023 пенсионным органом выявлен факт излишней выплаты Кутьину В.В. пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2023 по 30.11.2023 в сумме 226551,24 рублей.
Данные обстоятельства послужили поводом для направления Кутьину В.В. 29.11.2023 требования о возврате излишне выплаченной суммы пенсии в срок до 09.01.2024, полученного им 02.12.2023, которое оставлено ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для инициирования ОСФР по Республике Коми иска о взыскании с Кутьина В.В. неосновательного обогащения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункты 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе пенсии и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата в определенных случаях денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, с гражданина, которому назначена пенсия по потере кормильца как студенту учебного заведения, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе пенсионного обеспечения, принявшем решение об их возврате.
Позиция ОСФР по Республике Коми основывается на том, что переплата пенсии по потере кормильца в размере 226551,24 рублей произошла по вине ответчика Кутьина В.В., своевременно не сообщившего в пенсионный орган об отчислении его из ГАПОУ ... «...», о чем он знал и был предупрежден в заявлении о доставке пенсии.
Между тем, заявление о доставке пенсии, разъясняющее пенсионеру его обязанности в общем, в том виде, в каком они сформулированы в законе для всех случаев, без конкретизации обязанности сообщать в пенсионный орган информацию об отчислении из учебного заведения ранее достижения возраста 23 лет, направлено в адрес Кутьина В.В. 03.01.2023, т.е. до достижения последним возраста 18 лет (совершеннолетия), что свидетельствует о том, что в полной мере ответчик не мог осознавать суть своих обязанностей и последствия их невыполнения.
В ... году заявление о назначении пенсии по потере кормильца, в котором также содержались общие обязанности получателя пенсии, подавалось законным представителем несовершеннолетнего – его матерью.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОСФР по Республике Коми Кутьину В.В. не были надлежащим образом разъяснены условия продолжения выплаты пенсии по потере кормильца исключительно в период его обучения, а также обязанность сообщать об отчислении из учебного заведения, с последствиями в виде возврата излишне выплаченной суммы пенсии.
В этой связи не информирование пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, как таковое, не указывает на наличие признаков недобросовестности ответчика и не является следствием его противоправных действий (или бездействия), а предполагаемая пенсионным органом осведомленность Кутьина В.В. о знании и понимании им содержания нормативных правовых актов, касающихся выплаты пенсии по потере кормильца и особенностей прекращения пенсионной выплаты, не презюмирует недобросовестность последнего.
Доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика, совершение им неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью дальнейшего получения пенсии после отчисления его из учебного заведения, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ОСФР по Республике Коми к Кутьину В.В. о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере 226 551,24 рублей за период с 01.03.2023 по 30.11.2023.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к Кутьину В.В. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере 226 551,24 рублей за период с 1 марта 2023 года по 30 ноября 2023 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
...
Председательствующий М.Н.Таскаева