Дело № 2а-1102/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 01 декабря 2021 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием помощника прокурора Южского района Ивановской области Смирновой О.С.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Сорокина А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Борисове Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого ФИО1, освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- 07 декабря 2015 года Октябрьским районным судом г.Иваново по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. 19.07.2018 года освобожден по отбытию срока наказания.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 04 мая 2018 года установлен административный надзор сроком до 19 июля 2016 года;
- 20 марта 2020 года Советским районным судом г.Иваново по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, с учетом апелляционного постановления Ивановского областного суда от 25 июня 2020 года к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
ФИО1 осужден приговором Советского районного суда г.Иваново от 16 ноября 2020 года по ч.2 ст.314.1 УКУ РФ к 4 месяцам лишения свободы.
На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим (назначенным приговором Советского районного суда г.Иваново от 20 марта 2020 года с учетом апелляционного постановления Ивановского областного суда от 25 июня 2020 года) к отбытию ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 10 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания: ДД.ММ.ГГГГ.
Окончание срока наказания: ДД.ММ.ГГГГ ( зачет 271 день).
Администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого ФИО1 административного надзора на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 2 раза в месяц; запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запрета посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 ранее отбывал наказание по приговору Октябрьского районного суда г.Иваново от 07 декабря 2015 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 04 мая 2018 года в отношении него устанавливался административный надзор, который был прекращен в связи с осуждением к реальному лишению свободы.
В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ИК-2 <адрес> ФИО3 настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 не изъявил желание участвовать в судебном заседании, известив суд о рассмотрении дела без его участия. До начала судебного разбирательства по делу каких-либо ходатайств и (или) письменного отзыва от ФИО1 в суд не поступило, свою позицию по существу заявленного иска до сведения суда осуждённый не довел.
Прокурор ФИО4 заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы и материалы личного дела осуждённого, суд приходит к следующим выводам:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, ФИО1 был осужден приговором Октябрьского районного суда г.Иваново от 07 декабря 2015 года за совершение преступления предусмотренного п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории тяжких, при этом, в его действиях, по данному приговору, имеет место опасный рецидив преступлений, который признан обстоятельством, отягчающим его наказание.
Вступившим в законную силу 15.05.2018 года решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 04.05.2018 года в отношении административного ответчика был установлен административный надзор.
В связи с совершением ФИО1 преступления после освобождения из мест изоляции от общества и установления в отношении него административного надзора, с ДД.ММ.ГГГГ он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Советского районного суда г.Иваново от 16.11.2020 года по ст.314.1 ч.2 УК РФ.
При этом ранее установленный административный надзор прекращен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона №64-ФЗ, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости (позиция Верховного Суда РФ, п. 32 Пленума ВС РФ №15 от 16.05.2017 года)
Таким образом, с учетом наличия у ФИО1 непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору Октябрьского районного суда г.Иваново от 07 декабря 2015 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
в отношении лиц, осуждённых за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления при опасном либо особо опасном рецидиве и в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы:
- за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет (редакция ст.86 УК РФ на момент совершения преступления по приговору от 07.12.2015 года) после отбытия наказания.
В целях предупреждения совершения ФИО1 новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить ФИО1 административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из материалов личного дела осуждённого, из характеристики ИК-2 на осужденного следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-1 <адрес>, нарушений и поощрений не имел. С ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ИК-2 <адрес>, совершил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, имеет 2 поощрения, состоит на обычных условиях содержания, на профилактическом учете не состоит, согласно ст.103 УИК РФ в учреждении трудоустроен с ДД.ММ.ГГГГ на должность швеи, к труду относится удовлетворительно, к работам без оплаты труда по благоустройству территории учреждения согласно ст.106 УИК РФ относится не всегда удовлетворительно, порученную работу выполняет не всегда качественно, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует на них не всегда правильно, внешне опрятен, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в удовлетворительном санитарном состоянии, в коллективе осужденных уживчив, отношения поддерживает с осужденными различной направленности, на замечания в свой адрес реагирует удовлетворительно, в бухгалтерию ИК-2 исполнительных листов не поступало, до осуждения проживал по адресу: <адрес>А, при этом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности ФИО1, являющегося гражданином РФ, характер преступлений по приговору от 07.12.2015 года, которое относится к категории тяжких, по приговору от 20.03.2020 года, совершенного в период ранее установленного административного надзора, что в свою очередь свидетельствует о том, что ранее применяемые к осужденному административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений, по приговору от 16.11.2020 года, поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осужденного администрации ИК-2, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить ФИО1 административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для установления меньшего количества явок суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запрета посещения мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив, суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Суд с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов личного дела осужденного, из приговора Октябрьского районного суда г.Иваново от 07.12.2015 года, Советского районного суда г.Иваново от 20.03.2020 года следует, что ФИО1 совершил все преступления в ночное время суток, в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, что было признано обстоятельством, отягчающим наказание, находился на диспансерном наблюдении у нарколога с диагнозом «неоднократное употребление психостимуляторов с пагубными последствиями», ранее неоднократно привлекался к административной ответственности, связи с чем, суд усматривает основания для установления ему такого административного ограничения, как запрет на посещение мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Усматривает суд и основания для запрета ФИО1 на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток. Поскольку ночным временем суток является период времени с 22 часов до 06 часов, суд устанавливает ФИО1 запрет на пребывание вне места жительства с 22 часов до 6 часов утра следующего дня. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, по приговору Октябрьского районного суда г.Иваново от 07 декабря 2015 года, то есть на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить ФИО1 административные ограничения:
- обязательная явка на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в дни, установленные данным органом;
- запрет на посещение мест общественного питания (в том числе кафе, баров, ресторанов) и развлекательных организаций, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив;
- запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время суток, то есть в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью.
Разъяснить ФИО1, что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий Беляева О.Н.
Решение вынесено в окончательной форме 01 декабря 2021 года.