Дело №2-200/2024 Председательствующий - судья Горбанева М.В.
УИД 32RS0033-01-2023-002082-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1279/2023
г. Брянск 16 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Патовой М.М. на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 января 2024 г. по гражданскому делу по иску Брянской городской администрации к Казакову Андрею Вячеславовичу о принудительном изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Сидоренковой Е.В., объяснения представителя ответчика Казакова А. В. – Шукста В. В., прокурора Шибзухова А.А., судебная коллегия
установила:
Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к Казакову А.В. о принудительном изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлениями Брянской городской администрации от 12 января 2017 года № «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18 декабря 2015 года № «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего расселению», от 13 апреля 2023 года № «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд <адрес>», подлежат изъятию: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1132 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, жилое помещение – комната <данные изъяты>, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ответчику.
19 апреля 2023 г. правообладателю направлено постановление Брянской городской администрации от 13 апреля 2023 года № «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд города Брянска».
18 июля 2023 г. ответчику направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и комнаты для муниципальных нужд, содержащий предложение о размере возмещения за изымаемое имущество в размере 749 681 руб. 15 коп., других условиях выкупа, с приложением отчета о рыночной оценке изымаемого имущества. В настоящее время соглашение не подписано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Брянская городская администрация просит суд: изъять у Казакова А.В. для муниципальных нужд комнату <данные изъяты>, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; изъять у Казакова А.В. для муниципальных нужд земельный участок (доля в праве общей долевой собственности), кадастровый №, площадью 1132 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; определить размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости (комнату) с учетом стоимости земельного участка и иных расходов в размере 749 681 руб.; обязать ответчика предоставить Брянской городской администрации в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации банковские реквизиты для перечисления стоимости возмещения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; прекратить право собственности Казакова А.В. на комнату <данные изъяты>, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; прекратить право собственности Казакова А.В. на земельный участок (доля в праве общей долевой собственности), кадастровый №, площадью 1132 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; признать право муниципальной собственности городского округа город Брянск на комнату №, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>; признать право муниципальной собственности городского округа город Брянск на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1132 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 90 (девяносто) дней с даты вступления в законную силу решения суда, путем перечисления на расчетные счет ответчика; правообладатель обязан освободить комнату от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа; прекратить право пользования Казаковым А.В. комнатой <данные изъяты> в <адрес>.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 18 января 2024 г. исковые требования Брянской городской администрации удовлетворены частично.
Суд решил:
Изъять у Казакова Андрея Вячеславовича для муниципальных нужд жилое помещение - комнату <данные изъяты>, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1132 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости - комнату с учетом стоимости земельного участка, иных расходов и стоимости непроизведенного капитального ремонта в размере 1 170 960 руб.
Обязать ответчика Казакова Андрея Вячеславовича предоставить Брянской городской администрации в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации банковские реквизиты для перечисления стоимости возмещения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Прекратить право собственности Казакова Андрея Вячеславовича на комнату <данные изъяты>, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право муниципальной собственности городского округа город Брянск на комнату №, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право муниципальной собственности городского округа город Брянск на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1132 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 90 (девяносто) дней с момента предоставления банковских реквизитов, путем перечисления на расчетный счет ответчика; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа.
Прекратить право пользования Казаковым Андреем Вячеславовичем комнатой № в <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Патова М.М. просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 января 2024 г. изменить в части суммы возмещения за изымаемый объект недвижимости, определив размер возмещения- 749 681, 15 руб. Указывает, что право собственности Казакова А.В. на жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным, возникло в 2014 г., т.е. до введения в действие части 8.2 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ; право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности возникло у Казакова А.В. ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, размер возмещения за 2/3 доли должен быть определен судом согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ.
Представитель ответчика Казакова А. В. – Шукста В. В., прокурор Шибзухов А.А. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представителем Управления Росреестра по Брянской области представлено заявление о рассмотрении дела отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Казаков А.В. является собственником комнаты № площадью 19,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1132 кв.м., жилое помещение – комната 20, кадастровый №, площадью 19,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, подлежат изъятию на основании постановлений Брянской городской администрации от 12 января 2017 года № «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18 декабря 2015 № «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего расселению», от 13 апреля 2023 года № «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд города Брянска».
18 июля 2023 г. Казакову А.В. направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и комнаты, принадлежащей ответчику на праве собственности, для муниципальных нужд, расположенных по адресу: <адрес>, по которому стоимость изымаемого у Казакова А.В. имущества определена в размере 749 681 руб.
Соглашение о размере возмещения за изымаемое имущество отсутствует, что явилось основанием для обращения Брянской городской администрации в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель ответчика не возражал против изъятия для муниципальных нужд спорного объекта недвижимости, оспаривал размер стоимости изымаемого имущества, указывая, что размер необходимо определить в соответствии с отчетом ООО «<данные изъяты>» № от 19 июня 2023 года в размере 1 170 960 руб.
Из имеющегося в материалах дела отчета ООО «<данные изъяты>» № от 19 июня 2023 г. следует, что рыночная стоимость жилого помещения - комнаты 20, площадью 19,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 1 029 584 руб.
Рыночная стоимость доли ответчика в общем имуществе в многоквартирном <адрес>, в том числе в земельном участке с кадастровым номером: № площадью 1132 кв.м, на котором расположен многоквартирный жилой дом, составляет 19 941 руб., 50 635 руб., соответственно.
Стоимость расходов на переезд составляет 10 018 руб.
Стоимость расходов по подбору иного жилого помещения 30 000 руб.
Убытки, связанные с оформление права собственности на другое жилое помещение,- 2 000 руб.
Стоимость расходов, связанных с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность иного жилого помещения, составляет 25 000 руб.
Стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> <адрес> для ответчика - 3 782 руб.
Таким образом, общая сумма возмещения за изымаемое имущество и сопутствующие расходы составляет 1 170 960 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 279 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 32, 35 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», и, оценив представленные доказательства, в том числе отчет об оценке, установил, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству и, учитывая, что стороны не договорились о стоимости изымаемого имущества, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Брянской городской администрации о принудительном изъятии принадлежащего ответчику объекта недвижимого имущества. Решение суда в части изъятия недвижимого имущества не обжаловано.
Разрешая вопрос о размере выкупной цены, суд принял во внимание вышеуказанный отчет об оценке, и пришел к выводу, что размер выкупной цены, подлежащей выплате Казакову А.В. с учетом стоимости земельного участка, иных расходов и стоимости непроизведенного капитального ремонта составляет 1 170 960 руб., в том числе рыночная стоимость жилого помещения (с частью долевого права собственности на общедомовую собственность и частью долевого права собственности на земельный участок) – 1 100 160 руб., убытки, связанные с переездом, с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости и с временным пользованием иным жилым помещением – 67 018 руб., стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома – 3 782 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2.
В соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанная норма вступила в силу с 28 декабря 2019 г.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Многоквартирный жилой дом, в котором расположена комната истца, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2019 - 2024 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 01 апреля 2019 г. №.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Казаков А.В. приобрел в общую долевую собственность (1/3 доля в праве) комнату <адрес>, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ г. №, то есть до признания многоквартирного жилого дома, в котором она расположена, аварийным.
Действительно, другие 2/3 доли комнаты приобретены им на основании договора дарения от 15 апреля 2022 года, заключенного с матерью и дедушкой, то есть после признания жилого дома аварийным 14 декабря 2016 г.
В этой связи апеллянт полагает, что при выкупе комнаты стоимость 2\3 доли в праве следует определять исходя из цены имущества, указанного в договоре дарения- 359 361 руб.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права, поскольку право общей долевой собственности на спорное жилое помещение (1/3 доля в праве) первоначально возникло у Казакова А.В. в порядке приватизации до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ; приобретение оставшейся 2/3 доли в праве на основании договора дарения от 15 ДД.ММ.ГГГГ г. повлекло лишь увеличение доли ответчика в праве собственности на жилое помещение, а не первоначальное возникновение прав в отношении аварийного жилья.
При этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №473- ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в этой связи положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 января 2024 г. -оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Патовой М.М.- без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Фокинский районный суд г. Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий | Е.В. Сидоренкова |
Судьи | С.А. Алейникова |
И.М. Фролова |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.04.2024 г.