№ 2-1205/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Макоед Ю.И.,
при секретаре судебного заседания – Шереужевой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Бартыновой <данные изъяты>, Бартынова <данные изъяты>, Бартынова <данные изъяты>, Бартыновой <данные изъяты> к Департаменту капитального строительства города Севастополя, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Бартынова Г.Л., Бартынов С.В., Бартынов А.С., Бартынова Д.С. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что Бартынова Г.Л. и члены ее семьи являются нанимателями спорного жилого помещения (квартиры). С целью реализации своего права на заключения договора социального найма вышеназванной квартиры Бартынова Г.Л. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополь с заявление о заключение договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ административным органом был подготовлен отказ в заключение договора, поскольку имеются разночтения в документах относительно площадей помещения. Истцы считают отказ незаконным, нарушающим их права, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.
На основании изложенного просят: признать за Бартыновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членами ее семьи, право пользования на объект недвижимости - квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №); обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить с Бартыновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членами ее семьи договор социального найма жилого помещения на объект недвижимости - квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №).
Истцы Бартынова Г.Л., Бартынов С.В., Бартынов А.С., Бартынова Д.С. в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель истца в судебное заседание не явился, путем телефонограммы сообщил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили. Представили суду отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении искового заявления, указав на то что помещение находится в специализированном жилом фонде.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно ордеру № Бартыновой <данные изъяты> и членам ее семьи на основании распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлено право на занятие жилого помещения в квартире расположенной по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения Нахимовской районной городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Истцами произведена перепланировка нежилых помещений цокольного этажа. В результате часть помещений цокольного этажа преобразована в трехкомнатную <адрес>. Произведенные изменения нежилых помещений были внесены в техническую документацию, о чем свидетельствует представленный в материалы дела технических план изготовлен БТИ Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № о включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя квартира № по <адрес> общей площадью <данные изъяты> включена в реестр собственности города Севастополя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о помещении №, расположенное по адресу: <адрес> указаны следующим образом: площадь <данные изъяты>., назначение жилое, вид жилого помещения квартира.
ДД.ММ.ГГГГ Бартынова Г.Л. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением предоставлении государственной услуги в виде заключения договора социального найма. По результатам рассмотрения заявления Департаментом решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ отказано в предоставлении соответствующей государственной услуги в соответствии подпункта 13 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «заключение договора социального найма государственного жилищного фонда <адрес>». Департаментом установлено, что сведения указанные в заявлении о предоставлении услуги, не соответствуют сведениям, содержащимся в предоставленных документах: так Бартыновой Г.Л. вместе с заявлением о заключении договора социального найма был представлен ордер от ДД.ММ.ГГГГ №, где жилая площадь указана – <данные изъяты> вместе с тем согласно сведениям из ГУПС «БТИ» общая площадь <данные изъяты> жилая площадь <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Разрешая исковые требования истца, суд с учетом положений ст. ст. 47, 49, 50, 51 ЖК РФ, ст. 60 - 63 ЖК РФ, представленных истцом доказательств о законности вселения, фактическом проживании в спорной квартире, исполнении обязательств, вытекающих из договора социального найма жилого помещения, несение расходов по оплате коммунальных услуг, осуществление текущего ремонта за счет собственных средств, иного жилого помещения, пригодного для проживания не имеет, пришел к выводу о доказанности законности вселения истца в спорное жилое помещение и приобретении права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Наличие разночтения в документах на спорную квартиру в части технических характеристик жилого помещения не являются основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Также следует отметить, что статьей 29 Жилищного кодекса РФ не предусмотрен в качестве последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения отказ в заключении договора социального найма.
В соответствии со ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что регистрация истца по месту жительства в спорной квартире осуществлена в установленном законом порядке, что свидетельствует о том, что вселение истца в жилое помещение произведено на законных основаниях и не являлось самовольным.
Относительно довода Департамента капитального строительства города Севастополя, что спорное помещение по адресу: <адрес> отдельно отмечает следующие: Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 2 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», вступившего в силу 16.06.2019, специализированный жилищный фонд – совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона (часть 1). Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа (часть 2). Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении уполномоченных лиц (часть 4). Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя (далее – Реестр) (часть 5). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 6).
Статьей 10 указанного закона установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18.03.2014, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины (часть 1).
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцам на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителей на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется.
При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в спорное жилое помещение судом не установлено.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Материалами дела бесспорно подтверждается, что спорное жилое помещение находится в собственности города Севастополя.
Квартира № по указанному адресу поставленп на кадастровый учет (КН №) как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования. Более того, исходя из представленных выписок из ЕГРН в жилом доме по <адрес> право собственности за жильцами этих помещений зарегистрировано (квартира №№).
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в сфере жилищной политики Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилого фонда города Севастополя, договоры о передаче в собственность гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация).
Доказательств наличия оснований, препятствующих заключению договора социального найма, ответчиком не представлено, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах исковые требования о признании за истцом права пользования жилым помещением подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает требования истцов об обязании Департамента капитального строительства города Севастополя заключить договор социального найма оставить без удовлетворения, поскольку настоящий акт является самостоятельным основанием для заключения договора социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Бартыновой <данные изъяты>, Бартынова <данные изъяты>, Бартынова <данные изъяты>, Бартыновой <данные изъяты> к Департаменту капитального строительства города Севастополя, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворить частично.
Признать за Бартыновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членами ее семьи, право пользования на объект недвижимости - квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> (кадастровый номер №) на условиях договора социального найма.
Указанное решение является основанием для заключения Департаментом капитального строительства г. Севастополя договора социального найма с Бартыновой <данные изъяты> и членами ее семьи в отношении квартиры №№ по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 04 мая 2022 года.
Судья: Макоед Ю.И.