Решение по делу № 12-220/2017 от 16.02.2017

Дело №12-220/2017

РЕШЕНИЕ

21 марта 2017 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А.,

с участием защитника Администрации муниципального образования «город Ижевск» Шутова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования «город Ижевск» на постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанова А.В. от 10 февраля 2017 года <номер> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск»,

установил:

постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанова А.В. от 10 февраля 2017 года <номер> Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «город Ижевск» (далее Администрация г. Ижевска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно постановлению Администрация г. Ижевска, находясь по адресу: <адрес>, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, имея возможность по обеспечению выполнения требований государственного стандарта на дорогах, не предприняла все зависящие от нее меры по обеспечению его выполнения, а именно 02 февраля 2017 года выявлено, что Администрацией г. Ижевска допускается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в ненадлежащем зимнем содержании улично-дорожной сети г. Ижевска, что создает угрозу безопасности дорожного движения.

Администрацией г. Ижевска подана жалоба, в которой заявитель просит в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, который является значительным и обременительным для органа местного самоуправления.

Законный представитель Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался. На основании ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя Администрации г. Ижевска.

В судебном заседании защитник Шутов А.С., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе. Пояснил, что факт совершения Администрацией г. Ижевска административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, не оспаривается, вину в совершении этого правонарушения признает, к настоящему времени выявленные нарушения закона устраняются. В порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ просил изменить постановление по делу об административном правонарушении и снизить размер административного штрафа, поскольку деятельность Администрации г. Ижевска финансируется из муниципального бюджета, штраф является значительным и обременительным для органа местного самоуправления.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанов А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался, в связи с чем на основании ст. 30.6 КоАП РФ препятствий для рассмотрения жалобы в его отсутствие не усматриваю.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив жалобу, будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав обстоятельства дела, прихожу к следующему.

Статьей 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 №380-ФЗ, действовавшей на момент совершения вменяемого юридическому лицу административного правонарушения) установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 4 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Исходя из п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93).

На основании Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 1 ГОСТ Р 50597-93 все требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.п. 3, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.

Из материалов дела следует, что 02 февраля 2017 года должностным лицом административного органа на улично-дорожной сети г. Ижевска выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения и зимнему содержанию дорог, перечисленные в обжалуемом постановлении и протоколе об административном правонарушении.

Данные обстоятельства и вина Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения подтверждаются актом выявленных недостатков, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении, объяснениями защитника при рассмотрении жалобы, который вину Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения не отрицал.

Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация г. Ижевска.

Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией г. Ижевска всех зависящих от нее достаточных и своевременных мер для предотвращения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, подателем жалобы не представлено.

С учетом изложенного Администрация г. Ижевска является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.

Устранение выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не исключает наличие состава административного правонарушения, при этом может учитываться при назначении наказания.

Допущенная должностным лицом техническая описка в указании в протоколе об административном правонарушении от 08.02.2017 <номер> и обжалуемом постановлении реквизитов акта выявленных недостатков (неверно указана дата составления акта – 25.12.2016 вместо 02.02.2017) не влияет на законность вынесенного постановления и не влечет его отмену, поскольку фактически данные, указанные в акте выявленных недостатков полностью согласуются с обстоятельствами, установленными в обжалуемом постановлении. Кроме того, описка в обжалуемом постановлении может быть устранена должностным лицом в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ, поскольку не изменяет его содержание.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Администрация г. Ижевска имела возможность для исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, но ею не были приняты все необходимые и зависящие от нее меры по их соблюдению, иного из материалов дела не следует.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и виновность Администрации г. Ижевска подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности ст. 12.34 КоАП РФ.

Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети в надлежащем для безопасного дорожного движения состоянии в зимний период, Администрация г. Ижевска не предприняла меры по надлежащему выполнению на перечисленных в обжалуемом постановлении участках улично-дорожной сети г. Ижевска требований ГОСТ Р 50597-93 по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, допустив их нарушение, государственный инспектор дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанов А.В., руководствуясь положениями Федеральных законов №№196-ФЗ, 257-ФЗ, 131-ФЗ, положениями ГОСТ Р 50597-93, положениями ст. 12.34 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии Администрации г. Ижевска состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

При квалификации деяния Администрации г. Ижевска должностное лицо дало правильную юридическую оценку содеянному.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств административного правонарушения, доказанность вины Администрации г. Ижевска и правильность выводов должностного лица о доказанности вины Администрации г. Ижевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, в представленных материалах не имеется.

Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, малозначительным не имеется, поскольку совершенное Администрацией г. Ижевска административное правонарушение создает угрозу безопасности дорожного движения, а также безопасности участников дорожного движения, объектом данного административного правонарушения является безопасность дорожного движения. Доказательств того, что деяние Администрации г. Ижевска не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, материалы дела не содержат.

Порядок и срок давности привлечения Администрации г. Ижевска к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Постановление должностным лицом мотивированно, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, должностным лицом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Внесенные Федеральным законом от 07.03.2017 №26-ФЗ изменения в статью 12.34 КоАП РФ не устраняют и не изменяют противоправность деяния, вменяемого в вину Администрации г. Ижевска, а также не отменяют и не исключают административную ответственность юридического лица за совершение указанного административного правонарушения, в связи с чем в силу ст. 1.7 КоАП РФ оснований для переквалификации деяния Администрации г. Ижевска не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов, административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. назначено Администрации г. Ижевска в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 №380-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Санкция ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 №380-ФЗ, действовавшей на момент совершения вменяемого юридическому лицу административного правонарушения) предусматривает административное наказание для юридических лиц исключительно в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.

Санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 №26-ФЗ) предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Принимая во внимание, что внесенные Федеральным законом от 07.03.2017 №26-ФЗ изменения в статью 12.34 КоАП РФ смягчают административную ответственность за вменяемое Администрации г. Ижевска административное правонарушение, а также то, что на момент вступления в законную силу указанных изменений постановление о назначении административного наказания не было исполнено, назначенный юридическому лицу размер штрафа должен быть приведен в соответствие с новой санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Кроме того, назначенное Администрации г. Ижевска наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей считаю не соответствующим принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.

Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая, что Администрация г. Ижевска является органом местного самоуправления, осуществляющим деятельность, не связанную с извлечением прибыли, и финансируемым за счет средств местного бюджета, наложение на указанное юридическое лицо административного штрафа в размере 300000 рублей не отвечает целям административной ответственности, влечет избыточное ограничение прав подателя жалобы, существенные обременения для него, которые могут привести к негативным последствиям.

С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, снижение административного штрафа до 100000 рублей (исходя из минимальной санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2017 №26-ФЗ 200000 рублей, сниженной наполовину) будет соответствовать тяжести совершенного Администрацией г. Ижевска правонарушения, принципам справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению, а также отвечать принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанова А.В. от 10 февраля 2017 года <номер>, вынесенное в отношении Администрации г. Ижевска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного Администрации г. Ижевска наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанова А.В. от 10 февраля 2017 года <номер> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Город Ижевск» изменить, назначенное Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Город Ижевск» административное наказание в виде административного штрафа снизить с 300 000 рублей до 100 000 рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ОГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску Никанова А.В. от 10 февраля 2017 года <номер> оставить без изменения, жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Ижевск» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Судья Пашкина О.А.

12-220/2017

Категория:
Административные
Другие
Администрация г.Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Пашкина Оксана Александровна
Статьи

12.34

Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
17.02.2017Материалы переданы в производство судье
21.03.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее