Решение по делу № 33-3-2419/2024 от 19.02.2024

Судья Непомнящий В.Г. Дело № 33-3-2419/2024

Дело № 2-537/2023

УИД 26RS0018-01-2018-000425-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 19 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Шурловой Л.А.,

судей Шетогубовой О.П., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края
от 20 декабря 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Красногвардейского района по заданию прокуратуры края проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, имеется несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов. Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют. Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01.06.2018 по гражданскому делу № 2-341/2018 исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, удовлетворены частично.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17.08.2023 по гражданскому делу № 2-341/2018 удовлетворено заявление главы Красногвардейского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края о пересмотре решения Красногвардейского района Ставропольского края от 01.06.2018 по гражданскому делу № 2-341/2018. Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01.06.2018, отменено.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10.10.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023 к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, в котором прокурор просил:

возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде - свалок твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, в течение 3 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу;

обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалок твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Определением суда от 20.12.2023 из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Родыковское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, как ненадлежащие ответчики.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023 исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов, удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице полномочного представителя Шкальной Ю.И. просит отменить решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Подчеркивает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка отходов. В этой связи указывает, что спорный квартал является государственной собственностью. Кроме того, полагает, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Красногвардейского района Ставропольского края в лице прокурора Макаренко О.А. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Шкальная Ю.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края в г.Ставрополе Дремова М.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица в судебном заседании участия не принимали.

Судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красногвардейского района по заданию прокуратуры края проведена проверка, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края выявлены нарушения экологического и земельного законодательства.

По результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 20000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 480 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Кроме того, по результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 30000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 45920 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Также, по результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 20000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 280 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Согласно ответу на запрос прокурора Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки не кадастровом учете не стоят.

Согласно сведениями публичной кадастровой карты, находящейся в свободном доступе в сети «Интернет», разграничения государственной собственности на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, отсутствуют.

Установив, что свалки бытовых отходов расположены в кадастровом квартале , , на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, суд первой инстанции, установив подверженность указанных в иске обстоятельств, пришел к выводу о необходимости незамедлительного принятия мер по организации инвентаризации объектов накопленного вреда и организации проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде на вышеуказанных земельных участках, возложив на ответчика – министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на применимых нормах материального и процессуального права и при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

Федеральным законом от 30.03.1992 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой ст. 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного закона).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В силу Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 N 221-п, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявляет объекты накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; организует ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (п. 10.17).

Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу, допустившим неправомерное бездействие, является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, которое обязано ликвидировать накопленный вред окружающей среде, в настоящем споре - несанкционированную свалку.

Поэтому, возложение судом первой инстанции на Министерство обязанности провести инвентаризацию и ликвидировать свалку, является правильным, а принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, постановленным на применимых нормах материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащем установлены юридически значимых обстоятельств, верной правовой оценке представленных сторонами доказательств.

Доводы апеллянта об отсутствии доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, не опровергают выводов суда о наличии у министерства обязанности по принятию мер по инвентаризации и ликвидации несанкционированной свалки.

В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает и приходит к выводу о том, что решение районного суда следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края
от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 19 марта 2024 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Непомнящий В.Г. Дело № 33-3-2419/2024

Дело № 2-537/2023

УИД 26RS0018-01-2018-000425-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 19 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Шурловой Л.А.,

судей Шетогубовой О.П., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края
от 20 декабря 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Красногвардейского района по заданию прокуратуры края проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, имеется несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов. Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют. Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01.06.2018 по гражданскому делу № 2-341/2018 исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов, удовлетворены частично.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 17.08.2023 по гражданскому делу № 2-341/2018 удовлетворено заявление главы Красногвардейского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края о пересмотре решения Красногвардейского района Ставропольского края от 01.06.2018 по гражданскому делу № 2-341/2018. Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 01.06.2018, отменено.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 10.10.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Определением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023 к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, в котором прокурор просил:

возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде - свалок твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, в течение 3 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу;

обязать министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалок твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельном участке, расположенном <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Определением суда от 20.12.2023 из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, Родыковское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, как ненадлежащие ответчики.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023 исковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов, удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице полномочного представителя Шкальной Ю.И. просит отменить решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 20.12.2023, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Подчеркивает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка отходов. В этой связи указывает, что спорный квартал является государственной собственностью. Кроме того, полагает, что судом не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Красногвардейского района Ставропольского края в лице прокурора Макаренко О.А. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Шкальная Ю.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края в г.Ставрополе Дремова М.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица в судебном заседании участия не принимали.

Судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красногвардейского района по заданию прокуратуры края проведена проверка, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края выявлены нарушения экологического и земельного законодательства.

По результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 20000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 480 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Кроме того, по результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 30000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 45920 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Также, по результатам проверки главой Родыковского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края Бузюк С.Н., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., специалистом 2 категории администрации Родыковского сельсовета Анненко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования стихийной свалки, согласно которого <адрес> находиться земельный участок площадью 20000 кв. м, в кадастровом квартале , где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование твердых бытовых отходов. На данный момент на свалке размещено около 280 куб.м. твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

Согласно ответу на запрос прокурора Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки не кадастровом учете не стоят.

Согласно сведениями публичной кадастровой карты, находящейся в свободном доступе в сети «Интернет», разграничения государственной собственности на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 30000 кв. м, на земельный участок, расположенный <адрес> в кадастровом квартале площадью 20000 кв. м, отсутствуют.

Установив, что свалки бытовых отходов расположены в кадастровом квартале , , на земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена, суд первой инстанции, установив подверженность указанных в иске обстоятельств, пришел к выводу о необходимости незамедлительного принятия мер по организации инвентаризации объектов накопленного вреда и организации проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде на вышеуказанных земельных участках, возложив на ответчика – министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых бытовых отходов в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на применимых нормах материального и процессуального права и при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

Федеральным законом от 30.03.1992 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой ст. 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного закона).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В силу Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 N 221-п, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявляет объекты накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; организует ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (п. 10.17).

Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу, допустившим неправомерное бездействие, является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, которое обязано ликвидировать накопленный вред окружающей среде, в настоящем споре - несанкционированную свалку.

Поэтому, возложение судом первой инстанции на Министерство обязанности провести инвентаризацию и ликвидировать свалку, является правильным, а принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, постановленным на применимых нормах материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащем установлены юридически значимых обстоятельств, верной правовой оценке представленных сторонами доказательств.

Доводы апеллянта об отсутствии доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, не опровергают выводов суда о наличии у министерства обязанности по принятию мер по инвентаризации и ликвидации несанкционированной свалки.

В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает и приходит к выводу о том, что решение районного суда следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края
от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 19 марта 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-3-2419/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Красногвардейского района СК
Ответчики
Администрация муниципального образования Родыковского сельсовета Красногвардейского района СК
Другие
Территориальный отдел Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Передано в экспедицию
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее