Дело № 2а-419/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 декабря 2019 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Соян Б.Н., рассмотрев в судебном заседанииадминистративное дело по административному исковому заявлению прокурора Барун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных размещений отходов и обязании устранить допущенное нарушение,
с участием помощника прокурора Оюн А.Н., представителя ответчика ФИО1., действующей на основании доверенности,
у с т а н о в и л :
прокурор Барун-Хемчикского района Нурзат Б-Б.Б., действуя в интересах неопределенного круга лиц, братился в суд с административным иском к административному ответчику, прося признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных размещений отходов на территории с..Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района; обязать в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированных размещений отходов, расположенных на земельных участках, а именно: -на земельном участке между домами <адрес>; на земельном участке вблизи домов <адрес>; на земельном участке на пересечении улиц <адрес>, по основаниям того, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проведена соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в виде стеклянных бутылок, изделий из пластика, полиэтиленовых пленок, бумаг, картон, которые расположены на перечисленных в просительной части иска территориях. Полагает, что ответчиком не осуществляются возложенные федеральным законодательством на органы местного самоуправления полномочия по участию в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных м отходов. Несанкционированное размещение отходов оказывает негативное влияние на окружающую среду, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем иск подан в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Барун-Хемчикского района Оюн А.Н. административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика ФИО1 действующая на основании доверенности, с иском согласилась с полном объеме.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 3 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления, неисполнение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок является основанием для возложения этой обязанности на администрацию муниципального района решением суда.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, действующим законодательством прямо предусмотрена ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства.
Как видно из акта проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Барун-Хемчикского района Оюн А.Н., за соблюдением санитарного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории с. Кызыл-Мажалык выявлены
несанкционированные свалки твердых отходов коммунальных отходов в виде стеклянных бутылок, изделий из пластика, полиэтиленовых пленок, бумаг, картон, которые расположены
на земельных участках, а именно: -на земельном участке между домами <адрес> на земельном участке вблизи домов <адрес>; на земельном участке на пересечении улиц <адрес>.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1.с иском согласилась.
В соответствии с п. 12 ст. 6 Устава муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва № от 27 декабря 2012 года, к вопросам местного значения относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, судом установлено, что в обязанности муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва входит организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории с.Кызыл-Мажалык, в том числе на указанных выше территориях.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняется возложенная законом обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории <адрес> в соответствии с санитарными нормами и правилами, то требования прокурора обоснованы, полагая, что не принятие мер по ликвидации несанкционированных размещений отходов на территории <адрес> реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
При таких обстоятельствах, суд возлагает обязанность на администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва»принять меры по ликвидации несанкционированных размещений отходов, расположенных на территории указанного муниципального образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных размещений отходов и обязании устранить допущенное нарушение– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных размещений отходов на территории <адрес>.
Возложить на Администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированных размещений отходов, расположенных на земельных участках:
-на земельном участке между домами <адрес>;
-на земельном участке вблизи домов <адрес>на земельном участке на пересечении улиц <адрес>.
Сообщить об исполнении решения суду и прокурору <адрес> Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ш.Манчыылай