Решение по делу № 2-2247/2021 от 23.06.2021

Дело № 2-2247/2021

11MS0012-01-2021-000712-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.И.,

при секретаре Семененко Н.Л.,

с участием истца К.Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 02 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению К.Н.В. к АО «Коми тепловая компания» о взыскании переплаты за коммунальную услугу «отопление», штрафа, почтовых расходов, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

К.Н.В. обратилась к мировому судье <...> г. судебного участка г. Ухты Республики Коми с учетом уточненных требований о взыскании с АО «Коми тепловая компания» (далее – ОАО «КТК») суммы переплаты за коммунальную услугу «отопление» в сумме 6907,01 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб., штрафа, почтовых расходов в сумме 350 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что истец зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ..... Управление МКД осуществляет ООО «УК Домсервис», специалист которого в период отопительного сезона передает в ресурсоснабжающую компанию показания общедомового прибора учета тепловой энергии, принятого в эксплуатацию с 29.12.2011 года. До февраля 2018 года расчет платы тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения производился Ухтинским филиалом АО «Коми тепловая энергия» по показаниям прибора, а с февраля по август 2018 года – по нормативу, указав, что ОДПУ не является общедомовым, поскольку на основании технической документации узел учета тепловой энергии системы отопления в МКД № <...> г. первый этаж нежилого помещения <...> г. запитано отдельной врезкой до прибора учета, показания считываются только с жилой части МКД и не могут приниматься в расчет платы, ввиду чего расчет осуществляется по нормативу. В ноябре 2020 года матерью истца, <...> г. в адрес ответчика была направлена претензия о возврате незаконно начисленной и уплаченной суммы за период с февраля по август 2018 года, ответчик в добровольном порядке отказался удовлетворить претензию. <...> г. <...> г. года умерла, в связи с чем исковое заявление в суд предъявлено К.Н.В.

Определением мирового судьи <...> г. судебного участка г. Ухты Республики Коми от <...> г. года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «УК Домсервис».

Определением мирового судьи <...> г. судебного участка г. Ухты Республики Коми от <...> г. года гражданское дело по исковому заявлению К.Н.В. передано по подсудности в Ухтинский городской суд РК.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения искового заявления в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв в обоснование своей позиции, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и почтовых расходов просил отказать.

ООО «УК Домсервис», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя, в письменно отзыве указало на обоснованность исковых требований.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из содержания ст. 154 Жилищного кодекса РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу частей 1 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 171 Жилищного кодекса РФ.

На основании ст.ст. 156, 157 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов за счет собственников объектов.

В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее – ОПУ) представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абз. 8 п. 2 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, далее – Правила № 354).

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а так же их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое облуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. «к» Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества).

Как следует из содержания п.38(1) Правил содержания общего имущества, оплата установки ОПУ осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании счетов и в размере, указанных в абз.2 п.38(1), за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения (и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества). Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

В силу пп. «с» п.31 Правил № 354 исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч.2 ст.162 ЖК РФ и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества.

В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами предоставления коммунальных услуг, Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Приказом Миипромторга России от 21.01.2011 № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии», Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод». Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п.7.2 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 544-ст).

Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора рссурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п.8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Отраслевыми документами аналогично регламентируется место установки приборов учета пп. «д» п.35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п.4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, п.144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», п.2 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Приборы учета следует устанавливать согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в жилом доме включает в себя (п.п. 41, 52 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, п.5.4 ГОСТ Р 56534-2015, п.5.13 ГОСТ Р 56501-2015, п.5.5 ГОСТ Р 56536-2015, п.5.11 ГОСТ Р 56533- 2015): 1) осмотр места установки прибора учета; 2) получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации); 3) разработку проектно­сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией); 4) согласование проектной документации па узел учета с ресурсоснабжающей организацией; 5) комплектацию узла учета в соответствии с проектной документацией; 6) установку прибора учета (врезка в действующие сети), пуско-наладочные работы (опытная эксплуатация); 7) ввод в эксплуатацию, установку пломб, сдачу установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

В соответствии с п.З Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управление осуществляется с учетом состава и конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Согласно ч.24 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» точка учета тепловой энергии, теплоносителя - это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.

В силу п.З Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18.11.2013 года (далее - Правила № 1034), прибор учета - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; расчетный метод - совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (п. 5 Правил № 1034).

В силу ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Согласно п.6 Правил № 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно Правилам № 354 (действовавшим в момент спорных правоотношений): учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п.80).

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета (п.81(4)).

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(5)).

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт

несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в рабо ту прибора учета (п.81(11));

- прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неогображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповсрочного интервала поверки приборов учета (п.81 (12)).

Согласно п.42(1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта.

В силу ст.4 Жилищного кодекса РФ вопросы, касающиеся платы за жилое помещение, коммунальные услуги, оказание услуг, выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с преамбулой данного Закона определено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Из материалов дела следует, что истец К.Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <...> г. года № <...> г., в спорный период оплата за услуги, предоставленные АО «Коми тепловая компания», начислялась на имя наследодателя истца – <...> г., умершей <...> г. года.

Из материалов настоящего гражданского дела, гражданского дела № <...> г. по исковому заявлению <...> г. к АО «Коми тепловая компания» установлено следующее.

В качестве способа управления многоквартирным домом по адресу: ...., избрано управление управляющей организацией ООО «УК Домсервис» (договор управления № <...> г.).

На основании акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии системы отопления, подписанного представителем энергоснабжающей организации - МУП «Ухтаэнерго» и ответственным представителем потребителя - ООО «УК Домсервис», утв. директором МУП «Ухтаэнерго», <...> г. в МКД № <...> г. по <...> г. проведен технический осмотр, допущен в эксплуатацию и опломбирован прибор узла учета тепловой энергии: <...> г.

<...> г.

Ответчик АО «КТК» в лице Ухтинского филиала с <...> г. оказывает услуги по поставке тепловой энергии, осуществляет расчеты и выставляет счета на оплату теплоэнергии жителям указанного МКД.

На основании акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии системы отопления у потребителя, подписанного представителем энергоснабжающей организации

-      Ухтинский филиал ОАО «КТК» и ответственным представителем потребителя - ООО «УК Домсервис», утв. директором Ухтинского филиала ОАО «КТК», с <...> г.

Согласно сопроводительному письму от <...> г.<...> г. Управляющей компанией в адрес Ухтинского филиала АО «КТК» направлен реестр документов приборов учета тепла ООО «УК Домсервис» с датами очередной поверки. Письмо принято АО «КТК» <...> г.

На основании акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии системы отопления у потребителя, подписанного представителем энергоснабжающей организации - Ухтинский филиал ОАО «КТК» и ответственным представителем потребителя - ООО «УК Домсервис», утв. Директором Ухтинского филиала АО «КТК» <...> г. в указанном МКД проведен технический осмотр, допущен в эксплуатацию и опломбирован прибор узла учета тепловой энергии у потребителя: <...> г.; с местом установки и наличием пломбы

-      <...> г.

<...> г.

Согласно акту комиссионного осмотра системы теплоснабжения МКД № <...> г. по <...> г. от <...> г., подписанного представителем Ухтинского филиала АО «КТК» и представителем сторонней организации, по результатам осмотра системы теплоснабжения помещения поликлиники, расположенного по указанному адресу (цокольное помещение) установлено, что коммерческий узел учета тепла, установленный в подвале МКД учитывает только тепло, идущее на нужды отопления жилого дома, помещение <...> г. подсоединено отдельной врезкой перед узлом учета тепловой энергии МКД (<...> г.).

Акт составлен без участия представителей собственников указанного МКД и представителя управляющей компании ООО «УК Домсервис».

<...> г. Ухтинским филиалом АО «КТК» в адрес управляющей компании направлено письмо о переустановке общедомового прибора учета потребления тепловой энергии.

<...> г. в ответ на указанное письмо ООО «УК «Домсервис сообщило о том, что с <...> г. ресурсоснабжающая организация МУП «Ухтаэнерго» приняла в эксплуатацию установленный в МКД № <...> г. общедомовой прибор учета тепловой энергии. <...> г. исх. № <...> г. в адрес Ухтинского филиала АО «КТК» направлен пакет документов на установленные приборы учета тепловой энергии. При составлении акта комиссионного обследования системы теплоснабжения МКД от <...> г. в нарушение п.3.2 Соглашения о взаимодействии от <...> г. представитель управляющей компании не принимал участием. В связи с чем, просят начислять плату жильцам данного МКД в соответствии с переданными показаниями прибора учета <...> г.

На основании акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии системы отопления у потребителя, составленным представителем энергоснабжающей организации - Ухтинский филиал ОАО «КТК» и ответственным представителем потребителя - ООО «УК Домсервис», утв. директором Ухтинского филиала АО «КТК» <...> г. в МКД № <...> г. произведен

технический осмотр, допущен в эксплуатацию и опломбирован прибор узла учета тепловой энергии у потребителя: <...> г., с показанием

прибора на момент допуска: <...> г.; датой следующей поверки -

25.08.2019 <...> г.

Согласно акту осмотра узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <...> г., подписанному представителем Ухтинского филиала АО «КТК», утв. директором Ухтинского филиала АО «КТК» <...> г., проведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии и проверка комплектности необходимой технической документации, в результате чего установлено: прибор учета тепловой энергии прошел государственную поверку, необходимая документация в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии имеется: <...> г.

Согласно акту от <...> г., составленному представителями ООО «УК Домсервис», направленному в адрес Ухтинского филиала АО «КТК» <...> г., управляющей компанией проведены работы по переврезке счетчика тепловой энергии в

МКД № <...> г.. Счетчик считывает всю потребленную тепловую энергию вместе с первым этажом <...> г.

Из акта проверки Государственной жилищной инспекцией по г. Ухте от <...> г. следует, что нарушений со стороны АО «Коми тепловая компания» Ухтинский филиал не выявлено (<...> г.).

Управляющей компанией — ООО «УК Домсервис» в адрес Ухтинского филиала АО «КТК» в спорный период времени переданы показания общедомового прибора учета потребления тепловой энергии:

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

Согласно выставленным квитанциям и представленным истцом копиям платежных чеков истец оплатил ответчику за услугу отопление за период с <...> г.

В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса РФ обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

В соответствии с ч.1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 Гражданского кодекса РФ.

По смыслу приведенной правовой нормы по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

В силу ч.1 ст.19 и ч.З ст.123 Конституции РФ истец и ответчик равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.З ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторона, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение указанных законоположений ответчик в данном гражданском деле не привел достаточных и достоверных доказательств, наличия законных оснований для получения с истца платы за коммунальную услугу «отопление» за период с <...> г., исходя из норматива потребления.

Так, в судебном заседании достоверно установлено, что <...> г. в МКД № <...> г. проведен технический осмотр, допущен в эксплуатацию и опломбирован общедомовой прибор учета тепловой энергии.

С указанного времени и до <...> г. года жильцам указанного МКД, в том числе истцу, поставщиком услуги «отопление» АО «КТК» выставлялись счета на оплату потребленного ресурса, исходя из показаний введенного в эксплуатацию и допущенного к работе сотрудниками АО «КТК» общедомового прибора учета.

Указанный общедомовой прибор учета не признавался вышедшим из строя, неисправным, не представлено актов о несанкционированном вмешательстве в работу прибора, АО «КТК» с <...> г. не выявлено фактов некорректной фиксации данным прибором учета потребленного ресурса, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и иного суду не представлено. Доказательств того, что сроки предоставления показаний прибора учета нарушались, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, выявив факт того, что общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии не считывает показания по всему дому в целом, ответчик с <...> г. продолжил выставление счетов истцу, исходя из переданных управляющей компанией показаний общедомового прибора учета, что также не оспаривается ответчиком.

Наследодатель в свою очередь, действуя добросовестно, законопослушно, оплачивал выставленные ответчиком счета.

Ответчиком не представлено доказательств того, что именно противоправные действия истца или наследодателя привели к неправильной установке общедомового прибора учета, а, следовательно, к некорректной передаче показаний потребления поставленного ответчиком в указанный МКД коммунального ресурса.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что начисление платы за отопление но нормативу потребления за период с <...> г. года включительно, а не по расчетному значению ущемляло права истца.

По расчетам истца, с учетом показаний прибора учета, размер платы по услуге отопление для истца за период с <...> г. составит <...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

На основании оценки представленных сторонами спора доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, так как имеется нарушение прав наследодателя как потребителя ответчиком при оказании жилищно- коммунальных услуг.

В данном конкретном случае совокупность добытых и представленных суду доказательств свидетельствует о том, что переплата денежных средств явилась актом неправомерных действий со стороны ответчика по самовольному начислению размера платы по услуге «отопление», исходя из норматива потребления, в то время, как расчет объемов потребленной тепловой энергии и теплоносителя должен был производиться на основании показаний общедомового прибора учета.

Следовательно, наследодателем истца осуществлена переплата за потребленную услугу, по расчетам суда, в размере 6097,01 руб. (16263,69 руб. – 9356,68 руб.), которая представляет собой неосновательное обогащение на стороне ответчика.

Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика в пользу истца переплаты за коммунальную услугу «отопление» за период с <...> г. включительно в сумме 6097,01 руб.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.

В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

В силу п. 14. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм) имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданским дел по спорам о защите прав потребителей» (далее Пленум № 17), моральный вред, причинённый потребителю подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 3 постановления Пленума от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» правами, предоставленными потребителю законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования (как личного, так и имущественного), договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений ст. 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III данного закона, должны применяться общие положения этого закона, в частности о праве граждан об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о компенсации морального вреда (ст. 15).

Исходя из приведенных выше правовых норм и разъяснений, а также в связи с тем, что после смерти <...> г. к ее наследнику К.Н.В. перешло право требовать исполнения договора энергоснабжения, на отношения между К.Н.В. и АО «КТК» распространяется Закон о защите прав потребителей, в том числе в части взыскания штрафа (п. 6 ст. 13), компенсации морального вреда (ст. 15).

При таких обстоятельствах, с АО «КТК» в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3000 руб. Поскольку до рассмотрения дела по существу ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены требования наследодателя и истца, суд, учитывая положения и.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей и п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17, взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 4953,50 руб. (6907,01 руб. + 3 000 руб.) х 50%). Оснований для уменьшении суммы штрафа в порядке, предусмотренном п.1 ст.ЗЗЗ Г"К РФ, суд не усматривает, ответчиком о таковом не заявлялось.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные но делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально гой части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом заявлены ко взысканию почтовые расходы в сумме 350 руб, в подтверждение которых представлены оригиналы платежных квитанций (дело <...> г.). С учетом представленных в материалы дела квитанций, истцом оплачены почтовые расходы по направлению искового заявления и уточнений к нему мировому судье <...> г. судебного участка г. Ухты Республики Коми, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования К.Н.В. к АО «Коми тепловая компания» удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Коми тепловая компания» в пользу К.Н.В. переплаты за коммунальную услугу «отопление» в сумме 6907,01 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф в сумме 4953,50 руб., почтовые расходы в сумме 350 руб., а всего 15210,51 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в мотивированной форме изготовлено 09.08.2021 года.

Судья Л.И. Романюк

2-2247/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпова Наталья Владимировна
Ответчики
АО "КТК"
Другие
ООО УК ДомСервис
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Романюк Любовь Ивановна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее