Дело № 2-5518/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,
при секретаре Шелюгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рикунца А.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Рикунец А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что постановлением следователя СО УФСКН России по Калининградской области от < Дата > < Дата > он был переведен из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве свидетеля сроком на два месяца, то есть до < Дата >. Поскольку никаких постановлений о продлении срока содержания в ФКУ СИЗО-1 следователем не выносилось, оснований для содержания его в названном учреждении до трех месяцев не имелось. Однако, в нарушение действующего законодательства, он незаконно содержался в ФКУ СИЗО-1 14 дней, так как убыл обратно в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области только < Дата >, несмотря на то, что < Дата > осуществлялось этапирование осужденных, содержащихся в следственном изоляторе в ФКУ ИК-13. Считает, что на протяжении 14 дней незаконно содержался в ФКУ СИЗО-1, в указанный период времени он был лишен свободы передвижения, выбора места пребывания, встреч с близкими родственниками и родными, просмотра телевизионных передач и прослушивания радио из-за их отсутствия в следственном изоляторе СИЗО-1, неограниченных прогулок на свежем воздухе, длительного свидания с супругой, которое было ему положено по графику. Все изложенное причинило ему нравственные страдания, моральный вред, компенсацию которого он просит взыскать в свою пользу с ответчика в размере 60000 рублей.
Рикунец А.А., отбывающий наказание в ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил.
Разрешая ходатайство Рикунец А.А. о его личном участии истца в судебном заседании путем доставления его в судебное заседание, либо посредством видео-конференц связи, суд исходит из следующего. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней" лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу. При этом в ГПК РФ и в других федеральных законах не предусмотрена возможность этапирования лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, для обеспечения их права на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса. Не гарантировано данное право и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, поскольку статья 6 Конвенции гарантирует не право на личное присутствие в суде по гражданским делам, а более общее право эффективно представлять свое дело в суде и находиться в равном положении по отношению к противной стороне. В случае же участия осужденного к лишению свободы в качестве стороны в гражданском деле его право довести до суда свою позицию может быть реализовано и без личного участия в судебном разбирательстве. Вместе с тем, в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ для лиц, участвующих в деле, их представителей, а также свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков предусматривает возможность участия в судебном заседании путем использования систем названной связи, при этом, положения ст. 155.1 ГПК РФ не содержат безусловной обязанности суда организовать участие лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, при рассмотрении гражданского дела посредством видео-конференц-связи. Суд может обеспечить личное участие в судебном заседании лица, отбывающего наказание, если из существа дела вытекает необходимость дачи им объяснений, которые не могут быть изложены в письменном виде, либо представителем указанного лица. Поскольку истец в своем ходатайстве не указывал на какие-либо обстоятельства, относительно которых он не может дать письменных объяснений, а также учитывая большое количество рассматриваемых в суде уголовных дел посредством системы ВКС и отсутствием технической возможности проводить судебные заседания по гражданским делам в таком порядке, суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства Рикунца А.А. о его личном участии в судебном заседании.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области – Яковенко К.А., действующая на основании доверенности № от < Дата >, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что уголовно-исполнительным кодексом РФ при необходимости участия в следственных действиях предусмотрен перевод лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии, в следственный изолятор на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа СК РФ по субъекту РФ на срок, не превышающий двух месяцев. Рикунец А.А. < Дата > был переведен из ФКУ ИК-13 в ФКУ СИЗО-1 на основании постановления следователя СО УФСКН РФ по Калининградской области от < Дата > на два месяца. В дальнейшем постановлением следователя СО УФСКН РФ по Калининградской области срок пребывания истца в следственном изоляторе был продлен на 1 месяц и < Дата > истец был этапирован для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-13. В указанный период времени, Рикунец А.А. содержался в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С учетом изложенного, просила в удовлетворении заявленных Рикунцом А.А. требований отказать в связи с их несостоятельностью.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Балтийского районного суда г. Калининграда от < Дата > Рикунец А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, ему было назначено наказание за каждое из преступлений в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, Рикунцу А.А. было определено наказание в виде 5 лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.
В исковом заявлении Рикунец А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что он, переведенный из ФКУ ИК-13 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве свидетеля, незаконно содержался в следственном изоляторе свыше двух месяцев.
Вместе с тем, судом установлено, что в период отбывания наказания, на основании постановления следователя следственного отдела УФСКН России по Калининградской области от < Дата > с согласия и.о. заместителя начальника Управления следственного отдела УФСКН России по Калининградской области, Рикунец А.А. < Дата > был переведен из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области в следственный изолятор ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на срок два месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве свидетеля по уголовному делу №.
В дальнейшем, постановлением старшего следователя следственного отдела УФСКН России по Калининградской области от < Дата > с согласия заместителя начальника Управления следственного отдела УФСКН России по Калининградской области осужденный Рикунец А.А. был оставлен в следственном изоляторе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на срок 01 месяц 00 суток для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве обвиняемого по уголовному делу №, убыл в ФКУ ИК-13 < Дата >.
На основании постановления старшего следователя следственного отдела УФСКН России по Калининградской области от < Дата > с согласия заместителя начальника Управления следственного отдела УФСКН России по Калининградской области осужденный Рикунец А.А. < Дата > был вновь переведен из ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на срок два месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в качестве обвиняемого по уголовному делу №.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными суду ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области из материалов личного дела истца заверенными копиями постановлений следователя СО УФСКН РФ по Калининградской области от < Дата >, от < Дата > и от < Дата >, ответом ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > № на запрос суда, а также данными покамерной карточки истца.
Таким образом, согласно представленным доказательствам, истец был переведен из исправительного учреждения и содержался в следственном изоляторе в период с < Дата > по < Дата > на основании вышеназванных постановлений от < Дата > и от < Дата >, вынесенных уполномоченными на то должностными лицами, с согласия руководителя следственного органа, то есть с соблюдением требований ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ, а, следовательно, содержался в приведенный период времени в ФКУ СИЗО-1 законно.
Данные постановления Рикунцом А.А. обжалованы не были и в силу ч. 4 ст. 21 УПК РФ подлежали обязательному исполнению руководством учреждений ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Никаких доказательств, подтверждающих нарушение его личных неимущественных прав действиями должностных лиц следственного изолятора, Рикунец А.А. суду не представил.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, касающиеся сроков содержании истца в названном учреждении, соответствуют требованиям правовых актов, а утверждения истца о нарушении этими действиями его прав в виде незаконного содержания в ФКУ СИЗО-1 в течение 14 дней являются безосновательными.
К тому же, как следует из доводов искового заявления Рикунца А.А., нарушение своих прав он связывает именно с изменением условий содержания.
Между тем, часть 3 ст. 77.1 УИК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса. При этом, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
Вместе с тем, такой перевод в любом случае предполагает определенные изменения и издержки, носящие временный характер. Каких-либо нарушений условий содержания в изоляторе, кроме как изменений, вызванных перемещением, в частности в виде отсутствия возможности просмотра телепередачи и прослушивания радио, а также прогулок в любое время, встреч с близкими родственниками и длительного свидания с супругой, Рикунец А.А. не назвал.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
С учетом изложенного суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Рикунца А.А. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, в связи с чем в иске ему следует отказать.
В силу положений ч. 2 ст. 103 ГПК РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05.12.2016 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░