Решение по делу № 3а-35/2017 (3а-261/2016;) от 30.12.2016

Дело а-35/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2017 года                                                              <адрес> УР

Верховный Суд У. Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

с участием: представителей ООО «Универсал-строй» – Попова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Универсал-строй» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

ООО «Универсал-строй» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером <данные изъяты>, равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером <данные изъяты>, равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельных участков: кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>; кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>.

Кадастровая стоимость земельных участков определена Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчета об оценке ООО «Агентство оценки «КРОМ», рыночная стоимость земельных участков является значительно меньше и составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, не соответствует рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.

В судебном заседании представитель административного истца – Попов В.А. требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме.

Представители П. У. Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по У. Республике, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации <адрес> в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Курочкина С.В. подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).

Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из материалов дела следует, что ООО «Универсал-строй» принадлежат на праве собственности земельные участки:

-кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: зона застройки индивидуальными жилыми домами;

-кадастровый , площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: У. Республика, <адрес>, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Данные обстоятельства следуют из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей, и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей.

Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в У. Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории У. Республики.

Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории У. Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Названные земельные участки не вошли в перечень земель, кадастровая стоимость которых была утверждена указанным нормативным правовым актом.

Из названных кадастровых справок следует, что кадастровая стоимость земельных участков определена ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства так же следуют из письменных объяснений представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Статьей 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Закона (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового объекта недвижимости, а равно осуществление государственного кадастрового учета ранее не учтенного объекта.

Датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является дата осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенного объектов недвижимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по настоящему делу является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту – Комиссия) или решением суда.

Для юридических лиц, к каковым относится административный истец, предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора (абз.1, 3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд установил, что данное требование административным истцом соблюдено. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости оставлено без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельных участков ООО «Универсал –строй» обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).

Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Закона.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Закона).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке -Н/16 об определении рыночной стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: зона застройки индивидуальными жилыми домами;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: У. Республика, <адрес>, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Отчет составлен независимым оценщиком – ООО «Агентство оценки» «КРОМ», согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющими необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Кроме того, согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению <данные изъяты>, выполненному Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», членом которой является оценщик, экспертируемый Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объекта оценки, указанная в Отчете может быть подтверждена.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке -Н/16, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждено положительным Экспертным заключением ЭП-281216-1-УР, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости названных ранее земельных участков.

В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельных участков участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, поэтому размер кадастровой стоимости земельных участков непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, является обоснованным.

В соответствии с абзацем 5 ст. 24.20 Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, периодом действия кадастровой стоимости названных земельных участков, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, будет - с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере    рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18:26:010311:344, ░░░░░░░░ 661260 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 111 094 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18:26:010311:345, ░░░░░░░░ 20566 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 760 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░

3а-35/2017 (3а-261/2016;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Универсал-Строй"
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестра по УР
Другие
Администрация "МО г.Ижевск"
Попов В.А.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
30.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
30.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.01.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
27.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее