Дело № 2а-161\2019
УИД 32RS0028-01-2019-000099-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2019 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А., при секретаре Табуновой Н.В., с участием административного истца Зайцева М.И., представителя административного истца и заинтересованного лица Зайцевой Н.М., представителя административного ответчика Кашубо А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайцева М.И. к администрации города Стародуба Брянской области о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев М.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивировал тем, что он является ликвидатором последствий катастрофы на ЧАЭС, имеет удостоверение соответствующего образца. В собственности имеет 1/5 долю квартиры по адресу: <адрес>. В 2014 г. Зайцев М.И. администрацией г.Стародуба Брянской области был поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Постановлением администрации г.Стародуба Брянской области от 26.10.2018 №876 истец снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из числа участников указанной подпрограммы. Истец считает данное постановление администрации незаконным. Зайцев М.И. просит суд признать незаконным постановление №876 от 26.10.2018 года «О снятии с жилищного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
В судебном заседании административный истец Зайцев М.И., заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного истца и заинтересованное лицо Зайцева Н.М. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что является дочерью административного истца, однако не является членом его семьи, совместно с ним не проживает. Зайцева Н.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> однако фактически проживает в ином жилом помещении по адресу <адрес>. На момент регистрации по месту жительства вселялась не как член семьи своего отца, а как собственник 2\5 долей в праве собственности на указанную квартиру. По данному основанию считает, что принадлежащие ей квартиры не должны учитываться при определении обеспеченности отца жилым помещением, полагает, что истец незаконно снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заинтересованное лицо, Департамент строительства Брянской области в судебное заседание представителя не направило, уведомлено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представитель направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в позиции административного ответчика по настоящему делу. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель административного ответчика, администрации г.Стародуба Брянской области Кашубо А.А. возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Считает, что постановление администрации г.Стародуба от 26.10.2018 № 876 о снятии Зайцева М.И. с жилищного учета вынесено законно и обосновано. При постановке Зайцева М.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрация г. Стародуба допустила ошибку. При проведении проверки и поступлении сведений из Управления Росреестра выяснилось, что в квартире <адрес> зарегистрировано 6 человек, при этом дочь Зайцева М.И. – Зайцева Н.М. является собственником 2/5 долей (23,84 кв.м) в данной квартире, имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес> (32,8 кв.м), и квартиру по адресу: <адрес>. На каждого члена семьи приходится более учетной нормы квадратных метров на человека, установленной на территории города Стародуб.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.
В силу требований ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Согласно ч.1 п.1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Из материалов дела усматривается, что Зайцев М.И. обладает статусом участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. (л.д. 15).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Зайцев М.И. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что 27.10.2014 истец обратился в администрацию г.Стародуба Брянской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (для получения социальной выплаты) и с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлениями администрации г.Стародуба Брянской области № от 07.11.2014 Зайцев М.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» «Пострадавшие в результате аварии и участвовавшие в ликвидации аварии на ЧАЭС».
Постановлением администрации г.Стародуба Брянской области № от 26.10.2018 Зайцев М.И. снят с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключен из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д.16).
Согласно ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Обосновывая снятие Зайцева М.И. с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчик ссылается на то обстоятельство, что истец был поставлен на учет ошибочно, поскольку на каждого члена семьи приходится более учетной нормы квадратных метров на человека, установленной на территории города Стародуб Брянской области.
Данное обстоятельство суд признает установленным по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что согласно договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 28.12.1994 администрация города Стародуб передала в собственность Зайцеву М.И., и членам его семьи З.В.И. З.М.М. Зайцевой Н.М., З.Е.М. квартиру общей площадью 65,6 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.13-14).
Из материалов дела усматривается, что Зайцев М.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 29.01.1993 по настоящее время.
Как следует из домовой (поквартирной) книги регистрации граждан, проживающих в квартире <адрес>, в указанной квартире зарегистрированы Зайцев М.И., его дочь Зайцева Н.М. с 28.10.2003, внук З.И.А. с 17.08.2009, жена сына (невестка) С.Н.М. с 25.05.2012, внук З.В.М. с 25.05.2012, внук З.Т.М.. с 20.02.2016.
Согласно решению Стародубского городского Совета народных депутатов № от 03.10.2006 (л.д.33) установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа «Город Стародуб» в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Материалами дела подтверждается, что дочь Зайцева М.И. – Зайцева Н.М. является собственником 2/5 доли в квартире по адресу: <адрес>, а также ей принадлежат на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> (площадь 32,8 кв.м), и по адресу: <адрес> (площадь 32,8 кв.м).
На основании ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Определяя с учетом приведенных норм, уровень обеспеченности семьи Зайцева М.И. общей площадью жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что в совокупности площадь жилых помещений истца и членов его семьи составляет 131.2 кв. м (сложение площади жилых помещений по адресу: <адрес> (площадью 65.6 кв. м), по адресу:. <адрес> (площадь 32,8 кв.м), по адресу: <адрес> (площадь 32,8 кв.м), при этом, на каждого члена семьи приходится по 21,87 кв. м.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения за постановкой на жилищный учет истец был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в нарушение требований ст.51 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных законом, для признания незаконным обжалуемого постановления администрации города Стародуба не имеется.
Суд отклоняет, как не доказанные доводы представителя истца о том, что она не является членом семьи своего отца, поскольку они совместно не проживают в квартире по адресу: <адрес> по следующим основаниям.
В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом установлено, что после приобретения иных жилых помещений (помимо квартиры по адресу: <адрес>) дочь истца Зайцева Н.М. сохранила регистрацию в ней по месту жительства и право пользования этим жилым помещением без определения ее прав иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ.
Это обстоятельство сомнений в своей достоверности не вызывает и подтверждено как пояснениями лиц, участвующих в деле в судебном заседании, так материалами дела (домовая книга по указанной квартире, выписка по финансовому лицевому счету).
При таких данных административный ответчик пришел к правильному выводу о том, что Зайцева Н.М. с момента вселения проживает в указанной квартире в качестве члена семьи своего отца.
Утверждение Зайцевой Н.М. о том, что в настоящий момент она фактически не проживает по прежнему месту жительства, проживает в ином жилом помещении, не влияет на правильность выводов административного ответчика, поскольку гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений и проживать он вправе в любом из них. Кроме того, доказательств данного довода суду не представлено.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление о снятии Зайцева М.И. с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении принято ответчиком в соответствии с законом и в пределах представленных полномочий, права и свободы истца данным решением не нарушены, совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований Зайцева М.И., отсутствует.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Зайцева М.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Геращенко О.А.
Изготовлено в окончательной форме 10.04.2019 г.