Дело № 2-743\2023
УИД:48RS0001-01-2022-006581-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе председательствующего и.о. судьи Вдовченко И.В. при секретаре Корнейчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Городской центр рекламы» об обязании устранить нарушения при эксплуатации детского игрового объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Городской центр рекламы» об обязании устранить нарушения при эксплуатации детского игрового объекта, указав, что прокуратурой была проведена проверка обеспечения безопасных условий при эксплуатации игровых детских площадок. В ходе проведения проверок были установлены нарушения при эксплуатации детских площадок, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Филипченко, дома 7\2 и 11\3; ул. 9 микрорайон, дома 22, 16,17, ул. Циолковского, дом 35\2, ул. Горького, дом 13; ул. Липовская, д 6. Прокуратурой района в адрес руководителя Департамента развития территории администрации города Липецка было внесено представление. В ходе проверки было установлено, что 01.03.2022 года произошла передача детского игрового оборудования с баланса МУ «Управление капитального ремонта» города Липецка в МКУ «Городской центр рекламы». Поскольку нарушено право неопределенного круга несовершеннолетних граждан, наличие оборудования ненадлежащего состояния создает угрозу их жизни и здоровью. Просит обязать МКУ «Городской центр рекламы» устранить нарушения требований законодательства о безопасности при эксплуатации детского игрового оборудования на детских площадках, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Филипченко дома 7\2 и 11\3; ул. 9 микрорайон, дома 22, 16,17, ул. Циолковского, дом 35\2, ул. Липовская, д 6, ул. Горького, дом 13.
Определением суда к участию в деле в качестве 3-их лиц были привлечены ООО УК «Советская», ООО ГУК «Центральная – Л», ООО ГУК «Привокзальная», ООО УК «Союз», ООО УК «Нефрит – Л», УО «Кит», администрация города Липецка.
В судебном заседании представитель прокуратуры – помощник прокурора Советского района г. Липецка Ильин А.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика и 3 - его лица Департамента развития территории г. Липецка администрации г. Липецка Кобзев М.А. исковые требования не признал, указал, что проведение работ по приведению в надлежащее состояние детского игрового оборудования на детских площадках, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Филипченко дома 7\2 и 11\3; ул. 9 микрорайон, дома 22, 16,17, ул. Циолковского, дом 35\2, ул. Липовская, д 6, ул. Горького, дом 13 не было предусмотрено в бюджете г. Липецка на 2022 год.
Представители 3-их лиц ООО УК «Советская», ООО ГУК «Центральная – Л», ООО ГУК «Привокзальная», ООО УК «Союз», ООО УК «Нефрит – Л», УО «Кит», администрации города Липецка в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В статьях 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасность жизни и здоровья.
В ст. 2 Правил благоустройства территорий города Липецка, утвержденных решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 №1019, определены следующие понятия:
- благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Липецка, по содержанию территории города и расположенных на этой территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
- элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные строения, сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
- объекты благоустройства территории - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.
- содержание объектов благоустройства - поддержание в надлежащем техническом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов в соответствии с эксплуатационными требованиями.
Требования к содержанию и эксплуатации детских площадок регламентированы Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования».
Оборудование и его элементы должны быть сконструированы таким образом, чтобы:- для ребенка был очевиден и легко распознаваем возможный риск при игре;
- лица, присматривающие за детьми, имели возможность доступа внутрь оборудования для оказания помощи детям;
Для обеспечения безопасности оборудования внесение эксплуатантом в конструкцию оборудования изменений, влияющих на безопасность его конструкции или элементов, не допускается.
Границы зоны приземления должны учитывать возможные перемещения ребенка и элементов конструкции.
Ударопоглощающее покрытие не должно иметь опасных выступов, при применении несыпучих материалов оно не должно иметь участков, на которых возможно застревание частей тела или одежды ребенка. В случае же использования сыпучих материалов толщину покрытия увеличивают (по сравнению с необходимой толщиной) на величину, достаточную для компенсации вытеснения указанного материала.
Монтаж оборудования и покрытия детской игровой площадки следует выполнять в соответствии с инструкцией, которая должна содержать следующую информацию:
- размеры минимального пространства для размещения оборудования и безопасное расстояние между оборудованием и поверхностью детской игровой площадки;
- значения момента затяжки резьбовых соединений (при необходимости);
- ориентация оборудования и его элементов в целях защиты от воздействия климатических условий (солнца, ветра (при необходимости));
- требование к окраске или специальной пропитке оборудования либо его элементов (при необходимости);
Кроме того, согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные автомобильные шины отнесены к отходам 1V класса опасности. В соответствии со ст. 51 ч. 2 ФЗ от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов 1-1V классов опасности и радиоактивных отходов … в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды и здоровья человека.
При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Липецка была проведена проверка обеспечения безопасных условий при эксплуатации игровых детских площадок. При проведении проверки были выявлены нарушения требований закона.
На детской игровой площадке, расположенной между домами 7\2 и 11\3 по ул. Филипченко г. Липецка, установлено 13 единиц игрового оборудования: качалка «джип», наклонная сетка двойная, башня с сеткой, горка, качающийся мостик, качели 2 шт., рукоход, скалолаз с рукоходом, турник, качели «гнездо», детский игровой комплекс, спортивный игровой комплекс.
На момент проведения проверки на спортивном игровом комплексе отсутствует сиденье качелей, а также нет сиденья на качелях «гнездо»; на комплек5се качели «гнездо» имеются оборванные металлические элементы с выступающими острыми краями; на скате горки отсутствует песчаное основание, требуется замена песка в песочнице; поверхность всего игрового оборудования имеет повреждения в виде различных надписей; на детской площадке находятся автомобильные шины вблизи качелей «весы».
На детской игровой площадке, расположенной по адресу г. Липецк, ул. Горького, дом 13 расположена металлическая горка. Переход от лестницы к спуску с горки, выполненный из деревянных дощечек, поврежден.
На качелях, расположенных на детской игровой площадке по адресу г. Липецк, ул.9 микрорайон, дом 22, оборвана металлическая цепь.
На детской игровой площадке по адресу г. Липецк, ул. Циолковского дом 35\2 расположено 2 игровых детских комплекса, выполненные в красном и зеленом цветах, на которых имеются повреждения деревянных спусков (отсутствуют перекладины); имеются повреждения в виде различных надписей.
Повреждения в виде различных надписей выявлены также при осмотре детского игрового оборудования, выполненного из пластика, расположенного по адресу г. Липецк, ул. Липовская, дом 6, ул. 9 микрорайон, дома 16, 17. Поверхность игрового комплекса на ул. Липовская, дом 6 имеет повреждения в месте перехода из одной части в другую (труба).
Указанные факты подтверждаются соответствующими актами проверки и фотографиями к ним, справкой от 28.10.2022 года.
Перечисленные нарушения угрозу жизни, здоровью и безопасности детей, наличие повреждений на оборудовании детской площадки повышает травмоопасность, поскольку на эти площадки имеется свободный доступ, а дети, в силу возраста, не обладают достаточной осмотрительностью. Данное обстоятельство является достаточным основанием для удовлетворения требований прокурора.
29.08.2022 года прокуратурой Советского района г. Липецка в адрес руководителя Департамента развития территории администрации г. Липецка было внесено представление. Как следует из полученного ответа, нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования.
Согласно сообщениям Департамента развития территорий детское игровое оборудование, расположенное на детских игровых и спортивных площадках, расположенных на территории г. Липецка находилось на балансе и обслуживалось МУ «Управление капитального ремонта» г. Липецка. 01.03.2022 года оборудование было передано на баланс МКУ «Городской центр рекламы».
Из акта приёма – передачи следует, что ответчику было передано на баланс детское игровое оборудование, расположенное по адресам: г. Липецк, ул. Филипченко, дома 7\2 и 11\3; ул. 9 микрорайон, дома 22, 16,17, ул. Циолковского, дом 35\2, ул. Липовская, д 6, ул. Циолковского, дом 35\2.
В ст. 1 ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:
по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;
по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Согласно ст. 14.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").
В силу ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
В соответствии со ст. 3 Правил благоустройства содержание территорий включает в себя работы по уборке, ремонту расположенных на ней элементов благоустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства. Содержание территорий общего пользования обеспечивают предприятия (учреждения), в ведении которых находятся указанные объекты, либо иные организации, осуществляющие данные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области и муниципальными правовыми актами города Липецка в случаях и порядке согласно Приложению 1 (за исключением перечня работ по содержанию прилегающих территорий, указанных в Приложении 2).
Пунктами 6.2, 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детских игровых площадок осуществляет эксплуатант (владелец). Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
В соответствии с п.2.2.16 Устава МКУ «Городской центр рекламы» учреждение осуществляет работу по контролю за техническим состоянием, безопасной эксплуатацией детских игровых комплексов, а также малых архитектурных форм, установленных на детских игровых площадках, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением.
Таким образом, анализируя нормы права в совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что контроль за состоянием детских игровых площадок и их соответствием требованиям безопасности должно осуществлять МКУ «Городской центр рекламы», на балансе которого указанные выше площадки состоят.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования несостоятельны, поскольку безопасность детей вследствие ненадлежащего состояния оборудования детских игровых площадок не может быть поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) достаточного финансирования. Исполняя обязанности по контролю за состоянием детских игровых площадок, ответчик в рамках своих полномочий должен был запланировать мероприятия по обеспечению их безопасности.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
Ответчик, возражая против заявленных требований, по существу не представил никаких доказательств в опровержение требований прокурора о несоответствии состояния указанных выше детских игровых площадок требованиям о безопасности, сведя доводы к отсутствии финансирования, что не может служить основанием к отказу в иске.
Прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц в целях их безопасности. Суд учитывает длительность неисполнения ответчиком своих обязанностей, характер и время проведения работ, необходимых для устранения нарушений и считает срок 8 месяцев после вступления решения в законную силу достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Липецка к МКУ «Городской центр рекламы» об обязании устранить нарушения при эксплуатации детского игрового объекта удовлетворить.
Обязать МКУ «Городской центр рекламы» (ИНН 4826043615) в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований безопасности при эксплуатации детского игрового оборудования в соответствии с ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52299-2013 на детских площадках, расположенных по адресу г. Липецк, ул. Филипченко, дома 7\2 и 11\3; г. Липецк ул. 9 микрорайон, дома 22, 16,17, г. Липецк, ул. Горького, дом 13; г. Липецк ул. Циолковского, дом 35\2; г. Липецк ул. Липовская, д 6.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Изг. 06.03.2023