А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 января 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Авериной Е.Г.,судей: Синани А.М.,
Шестаковой Н.В.,
при секретаре Гамуровой М.А.,
с участием истца Шерстюк Л.А.,
представителя истца Чорного С.Н.,
представителя ответчика Соболевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шерстюк Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суд г. Симферополя от 26 октября 2018 года,
у с т а н о в и л а:
в августе 2018 года Шерстюк Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым, мотивируя свои требования тем, что ответчик решением от 26.10.2017 № № отказал ей в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку право на назначение пенсии у нее наступит при достижении возраста 52 лет. Считает, что ей должна быть назначена пенсия по п. 20 ч. 1 ст. 30 закона, поскольку ее специальный стаж составил более 30 лет, истцу противоправно не зачтен в стаж период работы с 10.07.2003 по 31.12.2014 в двойном размере. Просила признать незаконным и отменить решение ответчика от 26.10.2017 № № и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Симферополе назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за назначением - с 08.06.2017, включив период работы с 10.07.2003 по 31.12.2014 в стаж в двойном размере.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 26 октября 2018 года решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 26.10.2017 № № признано незаконным и отменено. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано засчитать Шерстюк Л.А. периоды ее работы с 10.07.2003 по 31.12.2014 в двойном размере в стаж для досрочного установления страховой пенсии по старости. Также Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано назначить Шерстюк Л.А. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с 08.06.2017.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать Шерстюк Л.А. в удовлетворении исковых требований. Указывает, что наименование профессии истца не подпадает под Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а период пребывания в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет может быть засчитан в стаж работы за выслугу лет лишь в одинарном размере. Льготное исчисление (в двойном размере) страхового стажа применяется только до 01.01.2004.
В возражениях на апелляционную жалобу Шерстюк Л.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что 08.06.2017 Шерстюк Л.А. обратилась к ГУ – УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления ПФ РФ в г. Симферополе РК от 26.10.2017 № Шерстюк ЛА. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, так как право на назначение таковой у нее наступает при достижении возраста 52 лет.
Из материалов пенсионного дела следует, что Шерстюк Л.А. 01.08.1994 зачислена на должность медицинской сестры в «Детскую инфекционную клиническую больницу» г. Симферополя после окончания 30.07.1994 Симферопольского медицинского училища с присвоением квалификации медицинская сестра. До настоящего времени работает на вышеуказанной должности на полную ставку.
В период с 10.07.2003 по 31.12.2014 Шерстюк Л.А. работала в «Детской инфекционной клинической больнице» г. Симферополя.
Удовлетворяя исковые требования Шерстюк Л.А., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 1993 года, было предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению, назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих посёлках) и не менее 30 лет в городах.
Статьей 11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Кроме того, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым в период с 10.07.2003 по 31.12.2014.
В соответствии со ст. 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 № 1931 – XII, работа в лепрозорных и противочумных учреждениях охраны здоровья, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) охраны здоровья, в патологоанатомических, реанимационных отделениях учреждений охраны здоровья, а также в психиатрических учреждениях охраны здоровья засчитывается в стаж работы в двойном размере.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
С такими выводами суда первой инстанции не в полной мере соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что 08.06.2017 Шерстюк Л.А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по списку № 2. К заявлению приложила справки о том, что ее работа дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 26.10.2017 Шерстюк Л.А отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по заявлению от 08.06.2017, так как право наступил при достижении 52 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Шерстюк Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигнет возраста 50 лет в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем оснований для назначения ей пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2017 году не имелось.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
На момент обращения в суд с исковыми требованиями в августе 2018 года Шерстюк Л.А. с заявлением о назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, не обращалась, в процессе рассмотрения гражданского дела исковые требования не меняла, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым решение об отказе Шерстюк Л.А. в назначении пенсии по указанным основаниям не принимало, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения ответчика от 26.10.2017 №.
При таких обстоятельствах, исковые требования Шерстюк Л.А. являются преждевременными, а решение Киевского районного суда г. Симферополя от 26 октября 2018 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Шерстюк Л.А. в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия обращает внимание, что в решении от 26.10.2017 № Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым ошибочно информирует Шерстюк Л.А. об отсутствии у нее права на назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, при предоставлении указанной информации ответчиком не учтены требования статьи 11 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 № 1931 – XII, а также статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Шерстюк Л.А. не лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и в случае отказа в указанной назначении пенсии, обжаловать его в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 26 апреля 2018 года отменить.
В удовлетворении иска Шерстюк Ларисы Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия, отказать.
Судьи: