копия
Дело № 2а-3578/2020
УИД № 24RS0048-01-2019-014126-21
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 февраля 2020 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Свердловой Ю.Ю.,
с участием представителя административного истца ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска – Сайма О.А., представителя административного ответчика прокуратуры Советского района г. Красноярска – Колосковой И.В., заинтересованного лица Минских Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска к прокуратуре Советского района г. Красноярска о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска обратилось в суд к прокуратуре Советского района г. Красноярска с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным представление от 21.10.2019 г. о несоблюдении требований законодательства об исполнительном производстве и рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные в представлении нарушения.
Требования мотивированы тем, что на основании исполнительного документа ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска производило удержания в размере 50% пенсии должника Минских Н.Л., которая составляла 9387,80 руб. 21.10.2019 г. прокурором Советского района г. Красноярска в адрес УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и о рассмотрении вопроса о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение. Административный истец полагает вышеуказанное представление незаконным, поскольку пенсия Минских Н.Л. уже составляет менее прожиточного минимума, а потому любое удержание нарушит ее права, кроме того, должник вправе обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска – Сайма О.А. (по доверенности) заявленные требования поддержала, на вопрос суда пояснила, что при поступлении исполнительных листов УПФ автоматически производит удержания из пенсии всех должников в размере 50%.
Представитель административного ответчика прокуратуры Советского района г.Красноярска – помощник прокурора Колоскова И.В. (на основании служебного удостоверения) в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Минских Н.Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Козулина Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, что следует из ее подписи в уведомлении о вручении почтовой корреспонденции.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 7).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Исходя из п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 04.04.2019 г. Советским районным судом г.Красноярска по гражданскому делу № 2-5034/2018 выдан взыскателю Козулиной Е.М. исполнительный лист серии ФС № 028659281 о взыскании с должника Минских Н.Л. в пользу Козулиной Е.М. денежных средств в сумме 59 000 руб.
21.05.2019 г. Козулина Е.М. предъявила в ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска исполнительный лист серии ФС № 028659281, на основании которого пенсионный орган производит удержания из пенсии Минских Н.Л. в размере 50% ежемесячно.
Страховая пенсия по старости Минских Н.Л. в третьем квартале 2019 года составляла 9168,48 руб., что следует из представленных документов и не оспаривается сторонами.
07.08.2019 г. Минских Н.Л. обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Красноярска с заявлением, в котором просила снизить размер удержаний из ее пенсии, приложив документы, подтверждающие ее имущественное положение.
Ответом от 22.08.2019 г. ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска отказало Минских Н.Л. в снижении размера удержаний из ее страховой пенсии по старости, предложив обратиться в суд с заявлением об уменьшении процента удержания.
21.10.2019 г. прокурором Советского района г. Красноярска в адрес руководителя ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Красноярска внесено представление, согласно которому прокуратурой по результатам проверки установлено, что размер удержаний из пенсии Минских Н.Л. установлен пенсионным органом без учета ее имущественного положения; предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные в представлении нарушения.
Исходя из письма заместителя руководителя ОПФР по Красноярскому краю от 15.10.2019 г. в адрес Минских Н.Л.: пенсионный орган вправе самостоятельно принять решение об удержании в размере, не превышающем 20%; отделением проведена проверка по вопросу размера удержаний из пенсии Минских Н.Л., по результатам которой выявлены нарушения, размер удержаний приведен в соответствие с 01.11.2019 г.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд учитывает, что размер удержаний из пенсии Минских Н.Л. в размере 50% ежемесячно был установлен пенсионным органом в третьем квартале 2019 года без учета имущественного положения должника, поскольку после удержания в размере 4584,24 руб. и оплаты коммунальных счетов у Минских Н.Л. не оставалось денежных средств на питание, о чем должник уведомила пенсионный орган, приложив в подтверждение своего заявления необходимые документы; при этом закон не обязывает пенсионный орган устанавливать максимальный размер удержания (50%) из пенсии должника и не запрещает пересматривать ранее установленный размер удержаний, с учетом жизненных обстоятельств конкретного должника; более того, оспариваемое представление не возлагает на пенсионный орган обязанность привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, установивших размер удержаний из пенсии Минских Н.Л. в размере 50% ежемесячно, а лишь рассмотреть вопрос о том, поскольку привлечение к дисциплинарной ответственности работников является прерогативой исключительно работодателя.
При таких обстоятельствах, суд находит представление прокуратуры Советского района г. Красноярска от 21.10.2019 г. внесенным законно и обоснованно, а потому полагает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Государственного учреждения – управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска к прокуратуре Советского района г. Красноярска о признании незаконным представления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков