Решение по делу № 2-4721/2015 от 23.07.2015

Дело №2-4721/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2015 года                                    г.Уфа

    Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.

при секретаре Гуслине А.А.

с участием представителя Истцов, представителя по доверенности Шибановой Е.С.

представителей Ответчика по доверенности Ильгамова А.Д. по доверенности,

представителей третьего лица Максуровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахабутдиновой М.Г., Сахабутдинова Д.Р. к Администрации Ленинского района ГО г. Уфа, Администрации ГО город Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

    Сахабутдинова М.Г., Сахабутдинов Д.Р. обратился с исковым заявлением к Администрации Ленинского района ГО город Уфа, Администрации ГО город Уфа с требованиями о признании за ней и членом ее семьи Сахабутдиновым Д.Р. внеочередного права на предоставления жилого помещения по договору социального найма, предоставлении жилого помещении по договору социального найма во внеочередном порядке.    

    В обоснование своих исковых требований Истцы указали, что с 1987 года Сахабутдинова М.Г. с членом своей семьи Сахабутдиновым Д.Р. постановлением Главы Администрации Ленинского района были поставлены в очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанного периода жилищная ситуация у них не изменилась. Она вместе с сыном проживает в комнате площадью, расположенной по адресу: <адрес> С 2001 года дом, в котором находится их жилое помещение, признан ветхим и не подлежащим реконструкции. Ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и проживающим в ветхом и аварийном жилье, жилые помещения по договору социального найма предоставляются во внеочередном порядке. Таким образом, они полагают, что Администрацией Ленинского района ГО город Уфа они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, а Администрацией ГО город Уфа им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение.

    В судебное заседание не явилось третье лицо, привлеченное к участию в деле – Правительство Республики Башкортостан, надлежащим образом уведомлены, о причинах неявки не сообщили, отзыв не предоставили.

С учетом мнения представителей сторон, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке Сторон.

В судебном заседании Истцы Сахабутдинова М.Г. и Сахабутдинов Д.Р., представитель истца по доверенности Шибанова Е.С., исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Ответчиков Ильгамов А.Д. исковые требования не признал в полном объеме, письменный отзыв суду не предоставил, но устно суду пояснил, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан ветхим и не пригодным для проживания в 2001 году. Только в 2015 году, Постановлением Администрации ГО город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г. указанный жилой дом был признан аварийным.

Более того, несмотря на то, что Истцы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в 1987 году, жилищное законодательство изменилось, и норма ч.2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающая право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма была введена только в 2005 году. Ранее ЖК РСФСР такой нормы не знал, а, следовательно, у Истцов не возникло право требования за ними такого права.

Так как жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и непригодным для проживания в 2001 году, то жильцы указанного жилого дома подлежат расселению в порядке, предусмотренном ст. 89 ЖК РФ или ст. 32 ЖК РФ. Данные нормы не направлены на улучшение жилищных условий граждан, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма с учетом нормы предоставления жилого помещения, у Ответчиков отсутствует.

Также представитель Ответчиков пояснил суду в части исковых требований о возложении обязанности на Администрацию Ленинского района ГО город Уфа признать внеочередное право на получение жилого помещения по договору социального найма, что Истцы с таким заявлением в Администрацию Ленинского района ГО город Уфа не обращались, отказа не получали, в связи с чем ими нарушен порядок обжалования подобных решений. Указанные требования являются неисполнимыми, так как нет четких разъяснений, какие действия должен совершить Ответчик для исполнения заявленных требований.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельные требования, МБУ «Служба сноса и расселения» исковые требования не признали, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Представитель третьего лица Макчсурова Е.Н. суду пояснила, что в июле 2015 года Истцам было направлено требование о реконструкции или сносе жилого помещения. Ответа до сих пор получено не было. Таким образом, Истцы подлежат расселению из ветхого и аварийного дома в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Выслушав пояснения Истцом, их представителя, Ответчика, исследовав представленные доказательства, в том числе учетное дело спорного земельного участка, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ года № Истец и член ее семьи несовершеннолетний сын Сахабутдинов Д.Р. были приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Согласно учетной карточке, до настоящего времени Истцы признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, ежегодно отмечаются, им присваивается номер очереди.

Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ г. был утвержден акт межведомственной комиссии, в соответствии с которым жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан не пригодным для постоянного проживания (л.д.12-14).

В соответствии со свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ года Сахабутдинова М.Г. является собственником жилого помещения, площадью 13,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>л.д. 37).

В соответствии с Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ года № 136 «Об утверждении адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов с планируемой датой окончания переселения – 31.12.2014 года, с планируемой датой сноса/реконструкции многоквартирного дома – 30 марта 2015 года (л.д. 87- 99).

    Ст.25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

    Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социально защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года № 20 – П, Определение от 15.02.2005 г. № 17 – О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

    Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

    Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

На момент признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> действовало Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 552 «О порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания», согласно п.12 которого орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в п.13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.

В соответствии с Постановлением Администрации ГО город Уфа от 28.06.2012 года «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2011 года № 3594 «О Перечне муниципальных услуг», учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе полномочия по признанию внеочередного права на получения жилья принадлежат администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан по месту жительства.Таким образом, к мерам, направленным на обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания, выступает признание внеочередного права на улучшение жилищных условий лиц, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к обязанности Администрации района.

В материалы дела представлен ответ Администрации Ленинского района ГО город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ года № которому Истцу, в ответ на ее обращение, разъяснялся порядок признания дома ветхим (аварийным) и порядка созыва межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о признании дома, в котором она проживает, непригодным для проживания. Из смысла данного ответа можно сделать однозначный вывод о том, что Сахабутдиновой М.Г. не разъяснялось, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.

Аналогичные требования содержались в ЖК РФСФР. Так, ст. 37 ЖК РФ предусматривала основания предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Таким образом, ЖК РФ не ставит применений указанной нормы в какую – либо зависимость от расселения ветхого и аварийного жилья, не ставит в зависимость от наличия жилого помещения в собственности или по договору социального найма. Указанная норма позволяет гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье и признанным в законом установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, во внеочередном порядке получения жилья по договору социального найма.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38,47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Правительством РФ 28.01.2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно разъяснениям содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 – 3, 5 – 9 статьи 32 ЖК РФ.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало, жилое помещение, а потому нуждающимися по смыслу приведенных норм закона может быть признан как наниматель по договору социального найма так и собственник жилого помещения.

Поскольку дом признан аварийным, непригодным для проживания, Истцы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до настоящего времени, а Администрация возражает против признания внеочередного права на предоставление жилого помещения, требования Истцов о признании за ними права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с абз.10 п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 2014 г., утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 24.12.2014 г., в случаях, предусмотренным федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся я в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

    В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 04.03.2014 г по делу № решении вопроса о выселении собственника из аварийного и ветхого жилья суд должен проверять обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно был ли соблюден порядок изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Постановлениями Президиума Верховного суда РФ от 04.03.2009 г. и 25.03.2009 г. отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В соответствии со свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ года Сахабутдинова М.Г. является собственником жилого помещения, площадью 13,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.(л.д. 37).

При этом следует отметить, что в соответствии с ч.7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Таким образом, исковые требования в части предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке подлежат удовлетворению с учетом положений ч.7 ст. 57 ЖК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сахабутдиновой М.Г., Сахабутдинова Д.Р. к Администрации Ленинского района ГО г. Уфа, Администрации ГО город Уфа о признании внеочередного права на получение жилого помещения по договору социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать Администрацию Ленинского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан признать за Сахабутдиновой М.Г. и Сахабутдиновым Д.Р. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке абз.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить во внеочередном порядке Сахабутдиновой М.Г. и Сахабутдинову Д.Р. по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья:                                    Н.Н. Мартынова

Мотивированное решение составлено 27.08.2015 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-4721/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Сахабутдинов Д.р.
Сахабутдинова м.Г.
Ответчики
Администрация городского округа город Уфа
Администрация Ленинского района Городской округ город Уфа
Другие
МБУ "Служба сноса и расселения"
Правительство
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на сайте суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2015Подготовка дела (собеседование)
12.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2015Судебное заседание
27.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее