Решение по делу № 33-1756/2017 от 06.04.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Наумова А.В.

Дело № 33 – 1756                                             дело поступило 6 апреля 2017 г.                                    

                                  

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2017 г. г.Улан-Удэ                     

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И., судей коллегии Мирзаевой И.И., Базарова В.Н.,

при секретаре Абзаевой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия к ТУ Росимущества по РБ об исправлении кадастровой ошибки, .по апелляционной жалобе представителя ответчика Швецовой А.Э. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2017 г., которым постановлено:

Исковые требования ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить частично.

Обязать ТУ Росимущества по Республике Бурятия предоставить в установленном законом порядке в орган кадастрового учета заявление о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <...>, межевой план, подготовленный с целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки, выразившийся в неверном определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером <...>.

В остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ТУ Росимущества по РБ Швецовой А.Э., представителя истца Комлочук Н.С., представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФГУБ «ФКП Росреестра» по РБ обратилось с иском к ТУ Росимущества по РБ с требованием об обязании подготовить межевой план для исправления кадастровой ошибки в сведениях ГКН (выразившейся в неверном определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <...>) и предоставить в установленном порядке в орган кадастрового учета заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и межевой план.

Исковые требования мотивированы тем, что ... в ходе рассмотрения письма Республиканского агентства лесного хозяйства от ... и материалов лесоустройства, выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости, имеющим кадастровый номер <...>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ... на основании заявления и межевого плана. ... в отношении земельного участка зарегистрировано право собственности ТУ Росимущества по РБ. По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка составляет <...> и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению границы и площади земельного участка проведены. При рассмотрении материалов лесоустройства филиалом установлено, что описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости не соответствует сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании и фактическому местоположению границ земельного участка.

В суде первой инстанции представитель истца Комлочук Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ТУ Росимущества по РБ Швецова А.Э. пояснила, что несмотря на то, что они осуществляют полномочия собственника земельного участка, выделение денежных средств на проведение кадастровых работ в отношении земель лесного фонда не предусмотрено.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Прибайкальский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Ранее в суд направлен письменный отзыв о несогласии с иском.

Представители Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества по РБ Швецова А.Э. просит решение отменить, указывая, что следуя нормам Лесного кодекса РФ, Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, полномочия собственника в отношении земель лесного фонда осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, а не ТУ Росимущеста по РБ. Исполнить решение суда в части подготовки межевого плана заявитель жалобы не сможет, поскольку денежные средства на проведение данных кадастровых работ не выделяются.

В суд апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества Швецова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель истца Комлочук Н.С., представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Представители Прибайкальского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав мнение сторон, не усматривает оснований для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.28 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. (далее ФЗ221) (в редакции, действовавшей на момент подачи иска) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч.5 ст.28 ФЗ-221).

Согласно ч.4 ст.28 ФЗ-221 (в редакции, действовавшей на момент полдачи иска) если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

С 1 января 2017 г. ст.28 ФЗ-221 признана утратившей силу.

Вступившим в законную силу с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ-218) установлено, что реестровая ошибка это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.61).

Согласно ч.6 ст.61 ФЗ-218 орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В соответствии с ч.3 ст.20 ФЗ-221 (в редакции, действовавшей на момент подачи иска) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к землям лесного фонда, кадастровый номер земельному участку присвоен ...

Собственником земельного участка является Российская Федерация.

... филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ вынесено решение о необходимости устранения кадастровой ошибки, согласно которому выявлена кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <...> в части описания местоположения границ земельного участка, которое не соответствует сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка. Определен способ исправления кадастровой ошибки путем внесения исправленных сведений о местоположении границ земельного участка согласно представленным документам.

Доводов, опровергающих наличие кадастровой (реестровой) ошибки стороной ответчика ни в районном суде, ни в апелляционной жалобе не приведено.

Из ст.8 Лесного кодекса РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии с п.5.8 Положения Агентство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

С учетом обстоятельств дела, указанных выше норм права, вывод районного суда о том, что заявления о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и межевого плана в орган кадастрового учета обязано предоставить ТУ Росимущества по РБ является обоснованным и законным.

В соответствии с нормами ФЗ-218, действующего в настоящее время, ФЗ-221, действовавшего на момент выявления кадастровой ошибки и подачи иска, именно правообладатель земельного участка, функции которого выполняет ТУ Росимущеста по РБ, предоставляет документы для исправления кадастровой ошибки.

Доводы жалобы, со ссылкой представителя ответчика на нормы Лесного кодекса РФ, Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, о том, что именно Республиканское агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчиком, подлежат отклонению.

В Лесном кодексе РФ, в Положении о Республиканском агентстве лесного хозяйства отсутствуют нормы, позволяющие обязать Республиканское агентство лесного хозяйства предоставить в орган кадастрового учета заявление о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и межевой план.

Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Иных доводов, опровергающих выводы суда и являющихся основанием для отмены законного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:                                                        Е.И. Захаров

Судьи коллегии:                          И.И. Мирзаева

                 

В.Н. Базаров

33-1756/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ"
Ответчики
ТУ Росимущества по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Захаров Евгений Иванович
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
26.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Судебное заседание
26.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее