Дело № 5-419/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Волоколамск 24 ноября 2023 года
Судья Волоколамского городского суда Московской области Д.В. Шаров, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
КОЗЛОВОЙ Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, работает заместителем главы Волоколамского городского округа Московской области, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, привлекаемой к административной ответственности по ст. 15.15.3 ч.3 Кодекса РФ Об административных правонарушениях (КоАП РФ),
с участием представителей Козловой Н.Ю. по доверенности ФИО2, ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа Московской области ФИО1 в отношении заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Козловой Н.Ю. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. при рассмотрении заявок АО «ФИО4» на предоставление субсидий на возмещение затрат на ремонт подъездов многоквартирных домов Козлова Н.Ю. занимающая должность заместителя главы администрации Волоколамского городского округа и выполняющая функции главного распорядителя бюджетных средств совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, выраженное в нарушении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 1.12, 2.3,2.4 Порядка осуществления расходов бюджета Волоколамского городского округа Московской области, связанных с выполнением работ по ремонту подъездов в многоквартирных домах, расположенных на территории Волоколамского городского округа Московской области, софинансирование которых осуществляется из бюджета Московской области, утвержденным постановлением главы Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок №).
В ходе проведения контрольного мероприятия было выявлено, что согласно абзаца 7 п. 1.12 Порядка № к получателям субсидий устанавливаются критерии отбора, в том числе получатели субсидий не должны получать средства из бюджета округа в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовым актами на цели, указанные в п.1.2 Порядка №, на возмещение затрат, связанных с выполнением ремонта подъездов в МКД.
АО «ФИО4» на дату подачи заявления на возмещения части затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов МКД ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являлось получателем субсидий в целях финансового обеспечения затрат, связанных с подготовкой к отопительному сезону 2021-2022 гг. жилого фонда МКД в соответствии с Порядком предоставления субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на территории Волоколамского городского округа Московской области на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду из бюджета Волоколамского городского округа Московской области, утвержденного постановлением главы Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок №), т.е. не соответствовало критериям отбора Порядка №.
Председатель Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа Московской области ФИО1 в судебном заседании показала, что проведенной проверкой, вина Козловой Н.Ю. установлена и подтверждена материалами дела.
Козлова Н.Ю. надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание назначенное на ДД.ММ.ГГГГ не явилась, причину неявки не сообщила, ходатайства об отложении рассмотрении дела не заявила, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием защитников, что в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ позволяет суду рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Защитники Козловой Н.Ю. по доверенности ФИО2 и адвокат ФИО3 в судебном заседании, подали возражения на протокол об административном правонарушении, просят производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, по основаниям, изложенным в возражениях на протокол по делу об административном правонарушении.
Суд выслушав председателя Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа ФИО1, защитников Козловой Н.Ю., проверив материалы дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии в действиях Козловой Н.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие состава административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 данного Кодекса.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица - руководители соответственно финансового органа либо главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 139 БК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ порядок предоставление субсидий устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 № 864/38 утверждена государственная программа Московской области «Формирование современной комфортной городской среды», в которую входит подпрограмма III «Создание условии? для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области» (раздел XII).
Подразделом 5.1 раздела XII «Подпрограмма III «Создание условий для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области» установлен порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт подъездов в многоквартирных домах в 2021 году.
Пунктом 3 подраздела 5.1 раздела XII одним из условий предоставления субсидии является заключение соглашения о предоставлении из бюджета Московской области субсидии бюджету муниципального образования Московской области, предусматривающего обязательства муниципального образования Московской области по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (далее - Соглашение), и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным Соглашением обязательств.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области (Главный распорядитель средств бюджета Московской области) и администрацией Волоколамского городского округа Московской области было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Московской области бюджету муниципального образования Московской области№ (далее – Соглашение №).
В соответствии с п. 1.1 Соглашения № предметом Соглашения является предоставление из бюджета Московской области в 2021 году бюджету Волоколамского городского округа Московской области Субсидии на ремонт подъездов в многоквартирных домах (далее – субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области как получателю средств бюджета Московской области.
Субсидия предоставляется местному бюджету в рамках подпрограммы «Создание условии? для обеспечения комфортного проживания жителей в многоквартирных домах Московской области» Государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды».
Согласно п. 4.3 Соглашения № муниципальное образование приняло на себя обязательство обеспечивать выполнение условии? предоставления и расходования субсидии, установленных Соглашением и бюджетным законодательством.
Пунктом 6.1.1 Соглашения № предусмотрено, что уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с Главным распорядителем средств бюджета Московской области, на который со стороны муниципального образования возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является администрация Волоколамского городского округа Московской области.
Обстоятельства рассматриваемого дела связаны с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 БК РФ).
В спорных правоотношениях по настоящему делу получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, выступало муниципальное образование Волоколамский городской округ Московской области.
На муниципальное образование Волоколамский городской округ Московской области как на получателя межбюджетного трансферта возложена обязанность по соблюдению условий расходования предоставленных средств.
В соответствии со ст.36 Устава Волоколамского городского округа Московской области (далее – Устав городского округа) администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Администрацией городского округа руководит глава городского округа на принципах единоначалия.
Согласно ст. 35 Устава городского округа глава городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.
Анализ вышеприведенных актов с учетом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями, связанными с расходованием средств субсидии (межбюджетного трансферта), выделенной муниципальному образованию Волоколамский городской округ Московской области из средств бюджета Московской области, а следовательно, и единственным уполномоченным лицом, ответственным за выполнение условии? предоставления и расходования субсидии является глава Волоколамского городского округа как единоличный исполнительный орган юридического лица - получателя бюджетных средств.
Распределение главой городского округа обязанностей между структурными подразделениями и/или должностными лицами Администрации не означает наделение этих лиц полномочиями и ответственностью получателя бюджетных средств.
Председатель Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа ФИО1 обосновывая виновность Козловой Н.Ю. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ ссылается на должностную инструкцию заместителя главы Администрации по ЖКХ и градостроительству, в соответствии с которой:
- заместитель в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей предварительно рассматривает и согласовывает проекты постановлений, распоряжений и иных правовых актов по координируемым вопросам, рассматривает письменные и устные обращения граждан и юридических лиц по координируемым вопросам;
- курирует и отвечает за вопросы, в том числе, обеспечения функционирования, развития коммунального хозяйства Волоколамского городского округа и реализации федеральных законов и законов Московской области в сфере ЖКХ;
- координирует деятельность Управления ЖКХ и градостроительства Администрации;
- несет персональную ответственность за ведение муниципальных программ по курируемым вопросам, перечень которых утвержден постановлением главы Волоколамского городского округа Московской области.
Однако из должностной инструкции не следует, что Козлова Н.Ю. как заместитель главы администрации по ЖКХ и градостроительству наделена правом на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования. Такие сведения не представлены председателем Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа и в судебном заседании.
В материалы дела не представлено сведений о том, что в указанные в протоколе об административном правонарушении даты Козлова Н.Ю. исполняла полномочия главы Волоколамского городского округа Московской области.
Изложенное свидетельствует о необоснованности выводов председателя Контрольно-счетного органа Волоколамского городского округа о том, что Козлова Н.Ю. являлся субъектом вмененного ей административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).
Суд, оценив собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности приходит к выводу, что в действиях заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Козловой Н.Ю. отсутствует состава вмененного ей административного правонарушения.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации Волоколамского городского округа Московской области Козловой Н.Ю. по ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Волоколамского городского суда
Московской области Д.В. Шаров