Дело № 5-26/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«15» марта 2021 года г. Змеиногорск
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2021 года
Судья Змеиногорского городского суда Алтайского края Кунанбаева Е.С., рассмотрев материалы дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «Змеиногорская баритомоечная фабрика», зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Главный специалист отдела правового обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Сафьянникова Ю.А., составила в отношении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» протокол о совершении данным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного 7.14.2 КоАП РФ, то есть неисполнения обязанности по приостановлению земляных, строительных, дорожных или иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно протоколу общество не исполнило предписание № 1 от 23.10.2020 о приостановлении земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность.
Данное нарушение совершено при следующих обстоятельствах: на объекте «Карьер/разнос/», XVIII-XIX вв. (далее – Объект), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII–XIX вв. проводятся земляные работы, производится выемка грунта экскаватором. Снимаемый грунт вывозится грузовиками за территорию Объекта. Земляные работы на Объекте произведены без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия.
Произведенные земляные работы и нахождение тяжелой техники нарушают объемно-пространственные характеристики Объекта, в результате чего изменяется микрорельеф поверхности, что может привести к повреждению шахт и штолен Змеиногорского рудника, находящихся на данной территории, согласно историческим сведениям, и в настоящее время скрытых под поверхностью грунта, тем самым ухудшают состояние объекта культурного наследия и создают угрозу его целостности, что является нарушением ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Нарушения, изложенные в вышеуказанной статьи Федерального закона ухудшают состояние объекта культурного наследия и создают угрозу его целостности.
Предписание получено ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» 09.11.2020.
24 ноября 2020 года в целях контроля исполнения вышеуказанного предписания в соответствии с заданием от 19.11.2020 № 02-12/710 Управлением вновь проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Карьер /разнос/», XVIII-XIX вв., входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно–заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII–XIX вв., расположенного по адресу: <адрес>.
В результате осмотра установлено, что предписание №1 от 23.10.2020 года не исполняется, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» продолжает проведение работ на Объекте, а именно:
на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором:
в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца;
в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки;
в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки.
Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Зафиксированы следы движения тяжелой автомобильной и строительной техники по территории Объекта. В результате земляных работ изменен рельеф в юго-восточной части Объекта, существовавший на момент предыдущего осмотра 29.10.2020. Оборудован съезд с возвышенности для движения тяжелой техники по Объекту. Указанными работами ухудшается состояние и причиняется вред Объекту.
Вина юридического лица заключается в том, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» обязанность по приостановлению работ (предписание №1 от 23.10.2020), проведение которых может ухудшить состояние Объекта не исполнило.
Представитель юридического лица директор ООО «ЗБФ» Сартаков А.И., представитель по доверенности Нестеренко О.В. в судебном заседании пояснили, что не признают рассматриваемые обстоятельства совершения административного правонарушения в полном объёме, указали, что Управление на момент составления протокола об административном правонарушении не исполнило свои обязательства в отношении объекта культурного значения «Комплекс памятников Змеиногорского рудника крупнейшего в XVIII в., в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов» XVIII-XIX вв.», то есть не установила ограничения по использованию земельных участков, охранной зоны объекта культурного значения, не определила границы территории Объекта. Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для вывода о том, что установлены ограничения по использованию спорной территории.
Неисполнение Управлением данных обязанностей привело к тому, что в техническом проекте не были предусмотрены меры по сохранности редких геологических обнажений, минеральных образований, палеонтологических объектов и участков недр, объявленных в установленном порядке заповедниками, памятниками природы, истории и культуры, поскольку они не были обнаружены (стр. 77 Технического проекта).
Таким образом, несмотря на требования действующего законодательства ни в актах, ни в каких-либо иных материалах, находящихся в материалах дела об административном правонарушении, не приложены границы самого Объекта культурного наследия, с указанием поворотных (характерных) точек границ объекта. Также на момент ведения работ Обществом в рамках горного отвода данные границы Объекта установлены не были.
Согласно акта осмотра № 02-14/651 специалистами Управления указывается, что на объекте культурного наследия отсутствуют надписи или иные обозначения, содержащие информацию о данном объекте. Соответственно отсутствие таких данных не позволяет на местности определить наличие как границ самого объекта культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника — крупнейшего в XVIII-XIX вв. в Сибири горнозаводского производства по добыче драгоценных металлов», а также отдельных его составляющих, в частности, Александровской шахты и Луговой штольни, «Карьер/разнос» и иных, которые указаны в данном акте и протоколе. Вместе с тем, при установлении места нахождения данных культурных объектов сотрудниками Управления были использованы исключительно архивные данные (что также указывается в самом акте) и визуальный осмотр предполагаемой территории Объекта, без учета сохранности объекта на момент осмотра.
Несмотря на то, что ни в ЕГРН, ни в реестре объектов культурного наследия, ни в иных источниках открытых данных не указываются, где проходят границы указанного Объекта, а также не указаны координаты отдельных элементов ансамбля данного культурного объекта, Управление делает вывод о том, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» нарушило границы территории Объекта культурно наследия, и проводило работы на Объекте, границы которого на момент ведения работ фактически нигде не были установлены, т.е. фактически не указаны координаты характерных (поворотных) точек границ территории как самого объекта, так и отдельных элементов ансамбля, в частности, Луговой штольни и Александровской шахты, Карьер/разнос XVIII-XIX. В связи с этим необоснованно было выдано в отношении Общества предписвние от 23.10.2020 № 1, что также свидетельствует об отсутствии вины ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 КоАП РФ.
Также в акте указывается о том, что на участке, где велась деятельность, наблюдаются следы культурного слоя и остатки разрушенных бревенчатых конструкций.Вместе с тем, в самом акте указывается, что такой вывод сделан на основе исключительно визуального осмотра, без привлечения эксперта или экспертного исследования, которые бы мог сделать достоверный вывод о принадлежности данного слоя земли именно к культурному слою.
Важно отметить, что Управление само в акте № 2-14/656 от 02.11.2020 г., а также в протоколе отмечает, что шахты и штольни Змеиногорского рудника согласно историческим требованиям, в настоящее время скрыты под поверхностью грунта. Несмотря на это, Управление делает вывод о том, что состояние объекта культурного наследия ухудшается и создается угроза его целостности, в чем наблюдается явное противоречие.
Необходимо обратить внимание на то, что к актам прикладываются картографические материалы, где сопоставляются территория объекта культурного значения и зоны проведения работ ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика», при этом на представленной схеме указаны Управлением границы территории объекта культурного значения, которые на момент составления актов и протокола нигде не были зафиксированы и не обозначены, и поэтому указанные на схемах границы участка Объекта носят предположительный характер.
Управлением не были предоставлены какие-либо данные о квалификации специалиста, составлявшего картографические материалы и наличии у него лицензии на осуществление деятельности. В связи с этим, на предоставленных картографических материалах и актах, которые составлены на их основе нельзя основываться как на доказательствах, поскольку они не содержат достоверную информацию, а носят вероятностный характер.
Согласно акту № 02-14/651 координаты характерных (поворотных) точек границ земельного участка, занятого Объектом, во всемирной системе координат (WGS-84) предварительно определены портативным GPS навигатором Garmin GPSmap 64 stc. При этом Управлением не предоставлены данные, касающиеся технических характеристик оборудования, а также актов о прохождении им обязательной поверки, что также позволяет усомниться в точности произведенных расчетов и определения границ участка, занятого Объектом и производимых Обществом работ.
На основании проведенного Управлением мероприятия 23.10.2020 г. в отношении Общества было составлено предписание № 1. Любое предписание государственного органа должно содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. То есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание № 1 от 23.10.2020 года не отвечает ни одному из указанных требований. Так, Общество осуществляло работы по добыче полезных ископаемых на территории участков недр, имеющих статус горного отвода, в рамках подсчетных блоков и сроки, указанных в лицензии БАР 02763 БЭ и техническом проекте, утвержденном ТРК Алтайнедра, в пределах территории земельных участков, выданных администрацией Змеиногорска Змеиногорского района по договору аренды. Работы велись одновременно на подсчетных блоках 6-0, 7-С2, которые находятся в отдалении от Объектов культурного наследия и никак не могли угрожать причинению ему вреда. При этом исходя из указанного предписания работы должны были быть приостановлены Обществом в целом на всей территории, что в свою очередь повлекло бы нарушение условий лицензии с дальнейшим прекращением права пользования недрами. В соответствии с изложенным, предписание не содержит конкретных требований, предъявляемых к Обществу, а именно в каких границах (с указанием характерных (поворотных) точек) необходимо приостановить указанные работы.
Управление считает, что предписание Обществом не выполнено, поскольку обнаружены следы земляных работ по выемке грунта экскаватором: в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца; в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки; в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки.
Данные утверждения Управления не соответствуют действительности.
Ссылка Управления о том, что им была непосредственно зафиксирована работа экскаватора в пойме реки Змеевки в 100 метрах от южной границы Объекта как на нарушение предписания безосновательна, поскольку ведение земляных работ на столь далеком расстоянии от Объекта не только не нарушает его целостность, но и ни каким образом не создает угрозы нарушения таковой.
Нахождение же на Объекте техники носит предположительный характер, поскольку Управлением на момент вынесения предписания, составления актов и постановления об административном правонарушении не обладало информацией о точных границах территории Объекта. Более того, даже если предположить, что имело место движение техники по Объекту, это не является нарушением ст. 36, 40 45 Закона № 7З-ФЗ, поскольку не относится к перечисленным в Законе № 73-ФЗ видам работ.
К материалам дела об административном правонарушении ЛФ 5-24/2021 приложено предписание от 18.10.2019 года 1 и ответ на данное предписание от Общества, датированное 02.11.2019 г., которые не имеет никакого отношения к рассматриваемому делу и не обосновывают вины ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 КоАП РФ.
Также к материалам дела об административном правонарушении приложено охранное обязательство Комплекс исторического центра г. Змеиногорска. Данное охранное обязательство также не имеет отношения к рассматриваемому делу об административном правонарушении, поскольку не является объектом рассмотрения данного дела.
Нельзя не отметить также тот факт, что Управление ссылается на нахождение на Объекте специализированной техники, однако не приводит доказательств того, что данная техника эксплуатируется именно Обществом. Стоит обратить внимание суда на то, что территория объекта открытая, на ней нет ограждений, шлагбаумов, пропускных пунктов, поэтому на указанной территории не исключается и нахождение техники иных лиц.
Более того, согласно Отчету о геодезических измерениях объектов искусственного происхождения при проведении кадастрово-геодезических работ на участках для разведки и добычи полезных ископаемых... При визуальном осмотре земельных участков нахождение объектов — памятников культурного наследия, в том числе «Плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г.» не выявлено. Опознавательных знаков, табличек, ограждений на месте не установлено. Границы в отношении искусственных объектов культурного наследия, не установлены. Земельные участки под данные объекты не выделены и не имеют сведений в ЕГРН. Также не установлены охранные зоны данных объектов искусственного происхождения, не установлены ограничения в их использовании. В выписках из ЕГРН на земельные участки сведений о наличии существующих памятников объектов культурного наследия, сведений о том, что земельные участки входят в зону с особыми условиями использования территории не установлены. При визуальном осмотре земельных участков и искусственных объектов, в том числе и предполагаемого места размещения «Плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г» разрушений, изменений рельефа не установлено.
У ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» отсутствовала возможность в соблюдении норм, установленных п. 1.3, 7 ст. 36, п. 1, 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), в связи с чем, в действиях ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 КоАП РФ, просят прекратить производство по делу об административном правонарушении № 5-26/2021 в отношении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» в связи с отсутствием события (состава) административного правонарушения. По ходатайству представителя Общества к материалам дела приобщены письменные пояснения с копиями документов.
Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Янина В.В., позицию, изложенную в протоколе поддержала, настаивала на привлечении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» к административной ответственности за совершение указанного правонарушения по изложенным в протоколе мотивам.
Выслушав позицию представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностного лица органа, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7.14.2 КоАП РФ неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п.1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 (далее-Закон 73-ФЗ) на Объект допустимо проводить только работы по его сохранению, которые включают в себя: меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности Объекта, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению Объекта, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Закона 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из материалов дела следует, что ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» обязанность по приостановлению работ (предписание №1 от 23.10.2020), проведение которых может ухудшить состояние Объекта не исполняется, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» продолжает проведение работ на Объекте, а именно:
на Объекте наблюдаются следы земляных работ по выемке грунта экскаватором:
в центральной части Объекта, с южной стороны каменного останца;
в юго-восточной части Объекта, вдоль русла реки Змеевки;
в юго-западной части Объекта, в пойме реки Змеевки.
Непосредственно работа экскаватора зафиксирована в пойме реки Змеевки в 100 метрах южнее Объекта, а также на вершине возвышенности за юго-западной границей Объекта. Зафиксированы следы движения тяжелой автомобильной и строительной техники по территории Объекта. В результате земляных работ изменен рельеф в юго-восточной части Объекта, существовавший на момент предыдущего осмотра 29.10.2020. Оборудован съезд с возвышенности для движения тяжелой техники по Объекту. Указанными работами ухудшается состояние и причиняется вред Объекту.
Нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении несут непосредственную угрозу состояние объекта культурного наследия.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории объекта культурного наследия разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в совершенных условиях.
Границы территории и режим использования территории вышеуказанных ансамблей не утверждались.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745.
Таким образом, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных в районе и вблизи проведения геолого-разведочных работ, для определения перспективных направлений (участков) отработки, заинтересованные лица вправе разработать и представить на согласование в Алтайохранкультуру проекты границ территорий и предметов охраны ансамблей:
«Комплекс памятников Змеиногорского рудника - крупнейшего в XVIII в., в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов» XVIII-XIX вв.», расположенного по адресу: <адрес>;
«Деривационный канал, построенный в 1763-1767 Фроловым Козьмой Дмитриевичем. Плотина и пруд первого в мире гидротехнического каскадного сооружения, построенного им же в 1783-1797 гг. на реке Змеевке», 1763-1767 гг., 1783-1797 гг., расположенный по адресу (местонахождение): <адрес>.
Объект принят на государственную охрану на основании решения Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся «О принятии на государственный учет памятников истории и архитектуры местного значения» от 07.06.1974 № 244.
Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2017 № 129143-р. Регистрационный номер Объекта в Реестре 221711240550035.
Так же установлено, что земельные работы на Объекте производились без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия.
Производимые земляные работы и нахождение тяжелой техники нарушают объемно-пространственные характеристики Объекта, в результате чего изменяется микрорельеф поверхности, что может привести к повреждению шахт и штолен Змеиногорского рудника, находящихся на данной территории, согласно историческим сведениям, и в настоящее время скрытых под поверхностью грунта. Тем самым ухудшает состояние объекта культурного наследия и создает угрозу его целостности, что является нарушением ч.3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно проекта разработки техногенного месторождения хвостохранилища Змеиногорской баритомоечной фабрики одним из основных источников, видов и объектов воздействия на окружающую среду являются:
изъятие из природной среды полезных компонентов (земельные ресурсы, полезное ископаемое);
изменение рельефа и создание новых форм техногенного рельефа.
В соответствии с п. 4 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ в случае обнаружения в ходе проведения изыскательных, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта.
Суд исключает из числа доказательств предписание от 18.10.2019 № 1, охранное обязательство № 67 от 03.04.2019.
Суд критически относится к пояснениям представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, так как они противоречат установленным по делу обстоятельствам, в частности нормативным актам и не имеют правового значения. Доказательств иного суду не представлено.
Законность указанного предписания и результаты проведенной проверки ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» оспорены не были, следовательно, юридическое лицо должно было выполнить требование данного предписания.
В ходе проверок выполнения требований предписания должностным лицом Управления государственный охраны объектов культурного наследия Алтайского края выявлены факты производства указанных работ, о чем составлены соответствующие акты.
Таким образом, ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» несмотря на полученное предписание, работы на земельном участке приостановлены не были.
Выявленные нарушения позволяют сделать вывод о совершении ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля – начальник отдела учета и популяризации Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Кабанова Е.Г. пояснила, что проверка была проведена в соответствии с заданием, в ходе осмотра места была обнаружена работа техники, земляные работы на объекте проводились без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации тиохраннособ обеспечении объекта и проекта обеспечении сохранности объекта культурного наследия. Объект культурного наследия ярко выражен, на него имеется паспорт, объект передан на государственную охрану, границы объекта определены из исторических данных.
Факт совершения ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» вышеуказанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются пояснениями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица № 8 от 23.12.2020; предписанием от 23.10.2019 № 1 о приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона; актом №02-14/651 от 26.10.2020 осмотра объекта культурного наследия; материалами фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения; свидетельством о внесении записи ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; Уставом ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика»; изменениями к Уставу ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика»; условиями пользования недрами; схемами расположения участка недр; сведениями об участке недр; протоколом № СФО-45 2019/БАР; приказом № 834 от 07.10.2020; охранным обязательством; актом № 02-14/656 от 02.11.2020 осмотра объекта культурного наследия с приложенными материалами фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения; заданиями № 02-12/649 от 22.10.2020 и № 02-12/650/1 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия или систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия; актом № 02-14/709 от 30.11.2020 осмотра объекта культурного наследия с приложенными материалами фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным факт совершения ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» вмененного правонарушения и квалифицирует его действия по статье 7.14.2 КоАП РФ, т.е. неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доказательств принятия Обществом всех необходимых, своевременных мер, направленных на исполнение предписания административного органа, юридическим лицом не представлено и судом не установлено.
По мнению судьи, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.
На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не выявлено.
Определяя вид и меру наказания правонарушителю, суд учитывает характер, тяжесть, обстоятельства совершенного им правонарушения, финансовое положение юридического лица.
Оснований для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» совершено правонарушение в области государственной охраны объектов культурного наследия, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы безопасности государства в данной сфере.
Учитывая совокупность всех обстоятельств, суд считает, чтоООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика» подлежит наказанию в виде административного штрафа в пределах, предусмотренном санкцией статьи и поэтому полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, полагая, что такой вид и размер наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 4.2, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – ООО «Змеиногорская баритомоечная фабрика», (место нахождения: <адрес>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей.
Штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации); КБК 054 1 16 01071 01 0013 140; л/сч 04951000540; ИНН 7705851331; КПП 770301001; расчетный счет 40101810500000001901 в операционном департаменте Банка России г. Москвы, 701; БИК 044501002; код ОКТМО 45382000.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в Змеиногорский городской суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Кунанбаева