Дело №2-429/2024г. Копия
УИД 33RS0005-01-2024-000154-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александров «30» июля 2024 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Правдиной Н.В.,
при секретаре Магницкой А.А.,
с участием представителя ответчика ООО «Владимиртеплогаз» Неганова А.Ю.
прокурора Алимовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» о возложении обязанностей,
У с т а н о в и л:
Изначально прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МУП «Александровские тепловые сети».
В заявлении от 15.03.2024г., указав соответчиком администрацию МО Александровский муниципальный район, с учетом уточнений, требовал обязать ответчиков в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать и провести проверку водно-химического режима работы оборудования и ее наладку, с учетом раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. *** на котельных по адресам: ***, г.***, *** (котельная *** к.н.***), *** (котельная *** к.н.***), *** (котельная *** к.н.***), *** пос. (котельная *** к.н.***), *** (котельная *** к.н.***), *** (котельная *** к.н.***), ***, стр.1 (котельная *** к.н.***), БМК ***, зд.1Б (к.н.***), БМК ***, зд.7, стр.1 (к.н.***), БМК ***, зд.5 (к.н.***) (л.д.104-106, 149 т.1).
В обоснование указал, что 20.07.2023г. инспектором государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора проводилась проверка исполнения МУП «Александровские тепловые сети» требований федерального законодательства при эксплуатации объектов теплоснабжения, в ходе которой установлено, что в котельных им не организованы периодические проверки водно-химического режима работы объектов теплоснабжения и ее наладка.
13.11.2023г. в адрес МУП «Александровские тепловые сети» прокурором вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства при подготовке к отопительному сезону, по результатам рассмотрения которого, конкретных мер к устранению нарушений не предпринято.
Также указано, что правообладателем котельных является администрация МО Александровский муниципальный район.
Определением от 18.05.2024г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле третьими лицами привлечены ООО «Владимиртеплогаз», Министерство государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области и Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее –Центральное управление Ростехнадзора) (л.д.187-188 т.1).
Определением от 07.06.2024г., занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ненадлежащего ответчика - МУП «Александровские тепловые сети» надлежащим -ООО «Владимиртеплогаз», МУП «АТС» привлечено к участию в деле третьим лицом (л.д.150 т.2).
Протокольным определением от 08.07.2024г. к участию в деле третьим лицом привлечено МКУ «УЖКХ Александровского района» (л.д.171-172 т.2).
Определением от 30.07.2024г. производство по делу по иску прокурора к администрации МО Александровский муниципальный район Владимирской области о возложении обязанностей прекращено, ввиду отказа прокурора от иска в части. Одновременно администрация МО Александровский муниципальный район привлечена к участию в деле третьим лицом (л.д.195 т.2).
В судебном заседании прокурор Алимова И.В. уточенные исковые требования к ООО «Владимиртеплогаз» поддержала. Полагала, предложенный прокурором срок исполнения ответчиком обязанностей, достаточным.
Представитель ответчика ООО «Владимиртеплогаз» Неганов А.Ю., действуя по доверенности, выразил согласие с заявленными прокурором требованиями.
Представитель третьего лица администрации МО Александровский муниципальный район, извещенный надлежаще, не явился, сведений о причинах неявки не представил (л.д.173 т.2).
Представитель третьего лица Центральное управление Ростехнадзора, будучи извещенным надлежаще, не явился, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что по состоянию на 05.06.2024г. информация об организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы котельных, расположенных по адресам: г.***, *** пос., ***, БМК ***, БМК ***, БМК *** и БМК ***, отсутствует.
Также указал, что в соответствии с требованием закона, эксплуатация котельных без предварительной организации водно-химического режима, а также эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды, не допускается. Отсутствие водоподготовительных установок на котельных и, как следствие отсутствие организации водно-химического режима тепловых энергоустановок, может негативно влиять на надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии *** в отопительный период 2024-2025г.г. (л.д.190 т.1).
Представитель третьего лица МКУ «УЖКХ Александровского района» будучи извещенным надлежаще не явился, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отзыве указал, что в настоящее время со стороны МКУ «УЖКХ Александровского района» не осуществляется производственно-хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения на территории г.Александров, балансодержателем соответствующего имущественного комплекса, оно не является. Статус единой теплоснабжающей организации присвоен ООО «Владимиртеплогаз» (л.д.175, 187 т.2).
Представитель третьего лица Министерства государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, будучи извещенным надлежаще, не явился, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указывая, что на основании постановления Главы Александровского района №951 от 29.05.2024г., с 01.06.2024г. ООО «Владимиртеплогаз» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в МО г.Александров для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего теплоснабжения. В настоящее время ООО «Владимиртеплогаз» обратилось в Министерство с заявлениями об установлении соответствующих тарифов для потребителей Александровского района с перечнем обосновывающих документов, из предварительного анализа которых, усматривается намерение по проведению режимно-наладочных работ в отношении принятого в эксплуатацию котельного оборудования (л.д.148 т.2).
Представитель третьего лица МУП «АТС», будучи извещенным надлежаще не явился, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.154 т.2).
В соответствии с положениями ст.167 ГПК Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвовавших в деле лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.10.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно с ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.10.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п.«а» ст.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п.п.2, 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №103, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно подп.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций соблюдение водно-химического режима.
В соответствии с п.п.1.7, 12.1-12.3, 12.6, 12.8, 12.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. №115, ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; организация водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляется подготовленным персоналом химической лаборатории или структурного подразделения организации; организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации; периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией с учетом качества исходной воды и состояния действующего оборудования; котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами; состав водоподготовительной установки и способ деаэрации (вакуумный, атмосферный деаэратор) определяются технико-экономическим обоснованием при проектировании; до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды; периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации, производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима.
Согласно материалам дела, собственником зданий котельных в *** (котельная *** к.н.***), *** пос. (котельная *** (к.н*** является МО *** (л.д.87, 89, 91, 99, 154-158 т.1, 187-190 т.2).
Как следует из иска, в ходе проверки, проведенной 20.07.2023г. специалистом Центрального управления Ростехнадзора установлено, что со стороны МУП «АТС» в котельных не были организованы периодические проверки водно-химического режима работы объектов теплоснабжения и ее наладка, соответствующие отчеты о выполненных мероприятиях отсутствуют.
13.11.2023г. в адрес главы администрации Александровского района прокурором вносилось представление *** с требованием устранения нарушения законодательства при подготовке к отопительному сезону, в т.ч. и в котельных в *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** пос. (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), ***, стр.1 (котельная ***), БМК ***, зд.1Б, БМК ***, зд.7, стр.1 и БМК ***, зд.5 (л.д.7 т.1).
Из адресованного Главой администрации Александровского района ответа прокурору от 27.12.2023г. следует, что с 16.10.2023г. по 10.11.2023г. комиссией Ростехнадзора проведена комиссионная проверка готовности МО Александровский район к отопительному сезону, о чем 10.11.2023г. составлен акт проверки, содержащий перечень замечаний к выполнению требований по готовности. Здесь же указано о том, что замечания были частично устранены, о чем Ростехнадзор был извещен письмом от 14.11.2023г. ***. На основании данных сведений с 15.11.2023г. по 14.12.2023г. проведена повторная проверка и выданы замечания сроком исполнения до 01.02.2024г. (л.д.14-16 т.1).
Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024г.г. *** от 10.11.2023г., проведенной комиссией Центрального управления Ростехнадзора, МО Александровский район будет готово к отопительному периоду 2023-2024г.г. при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. Здесь же содержится Перечень замечаний выявленных проверкой готовности к отопительному периоду 2023-2024г.г., из которого следует, что в котельных в *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** пос. (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), ***, стр.1 (котельная ***), БМК ***, зд.1Б, БМК ***, зд.7, стр.1 и БМК ***, зд.5, не организованы периодические проверки водно-химического режима работы объектов теплоснабжения и ее наладка (л.д.17-24 т.1).
В акте проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024г.г. *** от 14.12.2023г., проведенной комиссией Центрального управления Ростехнадзора, приведен перечень нарушений, препятствующих готовности котельных в *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** пос. (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), ***, стр.1 (котельная ***), БМК ***, зд.1Б, БМК ***, зд.7, стр.1 и БМК ***, зд.5 (л.д.25-41 т.1).
Установлено, что концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжзения, находящихся в собственности МО г.Александров и МО Александровский муниципальный район от 14.05.2024г., заключенным МО г.Александров и МО Александровский муниципальный район в лице КУМИ администрации МО Александровский муниципальный район и ООО «Владимиртеплогаз», с участием Губернатора Владимирской области, последнее обязалось в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, обеспечить проектирование, создание, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию имущества, являющегося объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, их отдельными объектами, неразрывно связанное с ними имущество, в соответствии с Приложением №2 к соглашению, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать МО г.Александров и МО Александровский муниципальный район; осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения и иного имущества, а МО г.Александров и МО Александровский муниципальный район обязуются предоставить ООО «Владимиртеплогаз» на срок установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (л.д.3-38 т.2).
На л.д.108-147 т.2 имеется акт приема-передачи объектов недвижимости теплоснабжения, находящихся в собственности МО г.Александров и МО Александровский муниципальный район, в котором указан перечень имущества, составляющего объект концессионного соглашения и неразрывно связанное с ним имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной вышеуказанным концессионным соглашением, в т.ч. и котельные в *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), *** пос. (котельная ***), *** (котельная ***), *** (котельная ***), ***, стр.1 (котельная ***), БМК ***, зд.1Б, БМК ***, зд.7, стр.1 и БМК ***, зд.5.
Постановлением МО Александровский муниципальный район *** от 29.05.2024г. ООО «Владимиртеплогаз» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в МО г.Александров для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения с 01.06.2024г. (л.д.225 т.1).
Удовлетворяя иск, суд исходит из того, что непредпринятие мер к организации и проведению проверки водно-химического режима работы оборудования и ее наладки со стороны ООО «Владимиртеплогаз», как владельца объектов теплоснабжения, создает угрозу надежности теплоснабжения, ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, право граждан на благоприятные условия проживания, а также противоречит целям и задачам государственной политики в рассматриваемой сфере правоотношений. Кроме того, указанное следует из содержания положений вышеуказанного концессионного соглашения.
Соглашаясь с предложенным прокурором сроком для исполнения возлагаемых на ответчика обязанностей - 6 (шесть) месяцев, находя его разумным и достаточным, суд, учитывая объем мероприятий и работ, необходимых для исполнения решения суда, достаточность временного промежутка для изыскания необходимых для этого денежных средств, исходит и из необходимости соблюдения баланса интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором заявлен иск.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации,
Р е ш и л:
Исковые требования Александровского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Владимиртеплогаз» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать ООО «Владимиртеплогаз» (ИНН 3310003494) в течение в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать и провести проверку водно-химического режима работы оборудования и ее наладку, с учетом требований раздела 12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. *** на котельных по адресам: ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Правдина
Мотивированное решение составлено «06» августа 2024г. Судья:
Подлинный документ находится в производстве Александровского городского суда в гражданском деле №2-429/2024г.