Решение по делу № 2а-792/2017 от 28.11.2017

Дело А-792/17 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    19 декабря 2017 года г. Дагестанские Огни

    Городской суд г. Дагестанские Огни Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Абдуллаева Р.Ф.,

при секретаре с/з - Абдулгашимовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее МРИ ФНС России по РД) Яхьяева К.Р. к административному ответчику Шахпазовой (Магомедовой) Зельфире Сейфудиновне о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 38 829 руб. 23 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Начальник Межрайонной ИФНС России по <адрес> Яхьяев К.Р. обратился в суд с административным иском к Шахпазовой (Магомедовой) Зельфире Сейфудиновне о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 38 829 руб. 23 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Шахпазова (Магомедова) З.С. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ индивидуальная предпринимательская деятельность была прекращена.

Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, за Шахпазовой З.С. числиться задолженность по страховым взносам на общую сумму 38 829 руб. 23 коп.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации и предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

За время осуществления предпринимательской деятельности должник надлежащим образом не исполнила обязанности, возложенные на нее законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Шахпазовой (Магомедовой) З.С были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:

Номер требования Дата Сумма

017S01170104365

09.01.2017

7 490.25

017 012 <адрес>9

01.06.2012

10 653. 63

017 012 <адрес>3

21.05.2013

18 491.12

в которых сообщалось о наличии у нее задолженности.

Налогоплательщик своевременно и полностью не исполнила направленные требования. Не исполнение требований об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Орган по уплате страховых взносов – ОПФ, не принял меры принудительного взыскания и не обратился в суд.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ возложены на налоговые органы.

В случае не уплаты или не полной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов (статья 31 НК РФ).

На основании изложенного просит взыскать с Шахпазовой З.С задолженность по страховым взносам в размере 38 829 руб. 23 коп.

Административный истец – начальник МРИ ФНС России по <адрес> Яхьяев К.Р. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.

Административный ответчик – Шахпазова З.С. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась и причину не явки суду не сообщила.

Суд признал возможным рассмотреть дело без участия представителя административного истца и административного ответчика, поскольку административный истец просит рассмотреть дело без их него участия, а административный ответчик извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не просила суд об отложении рассмотрения дела, а также оснований для отложения дела у суда не имеется.

Суд, изучив и исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска начальника МРИ ФНС России по РД Яхьяева К.Р. следует отказать по следующим основаниям:

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в указанные фонды регулируются главой 34 НК РФ, а полномочия по их администрированию возложены на налоговые органы.

Правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов ответчиком возникли в период действия ФЗ –ФЗ.

Статьей 18 Закона ФЗ было предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае не уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона – ФЗ, в случае неисполнение налогоплательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежные средства на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Данное требование должно было исполнено в течении 10-ти календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

На основании ч.2 статьи 21 Закона –ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Административным истцом пропущен шестимесячный срок обращения в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, но вместе с тем просит восстановить срок обращения в суд, ссылаясь, что орган контроля за уплатой страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ каковым являлось ОПФ РФ по РД, не принял своевременно меры для принудительного взыскания и не обратился в суд.

К административному исковому заявлению административным истцом не приложены требования, на которые в нем указаны, для целей установления: наличия самих требований, направления их ответчику, для установления даты их вынесения и срока, установленного в нем для их исполнения. Данные сведения необходимы суду для решения имеющего для дела юридическое значение обстоятельства, а именно, наличия факта пропуска срока обращения в суд с указанным заявлением.

Согласно представленному по запросу суда Управлением ОПФ РФ по РД в <адрес> последнему требованию, оно значится датированным от ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Последним днем исполнения данного требования, таким образом, являлся ДД.ММ.ГГГГ Доказательства направления и данного требования также не имеется.

В городской суд <адрес> Республики Дагестан с административным иском начальник МРИ ФНС России по РД Яхьяев К.Р. по делу обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, поскольку к административному исковому заявлению административным истцом не приложены письменные доказательства о направлении требований об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов административному ответчику.

Возможность восстановления процессуального срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Поскольку административным истцом суду не представлены доказательства наличия и направления административному ответчику требований об уплате страховых взносов за требуемый период ОПФ РФ по РД, вынесенные в установленном действовавшим на тот период законодательством порядке и сроки, и не представлены им и требования, вынесенные им с ДД.ММ.ГГГГ после передачи полномочий по администрированию страховых взносов в указанные фонды, суд не усматривает возможности и уважительных для восстановления срока обращения в суд.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления ОПФ РФ по РД до ДД.ММ.ГГГГ и административного истца после этой даты, наличие у них реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию ими права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 ГК РФ, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствующих в течение столь длительного времени обратиться в суд, административный истец не указывает и доказательств не приводит.

Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и не возможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивированной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Оснований для восстановления начальнику МРИ ФНС России по <адрес> Яхьяеву К.Р. пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

    При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления начальника МРИ ФНС России по <адрес> Яхьяева К.Р. о взыскании с Шахпазовой З.С задолженности по страховым взносам следует отказать, признав налоговый орган утратившим возможность принудительного взыскания заявленных в настоящем иске сумм налогов, сборов и пени.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина подлежит отнесению на истца, который в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    

В удовлетворении ходатайства начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> Яхьяева К.Р. о восстановлении срока обращения в суд с административным иском отказать.

    В удовлетворении административного иска начальника МРИ ФНС России по <адрес> Яхьяева К.Р. к Шахпазовой Зельфире Сейфудиновне о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 38 829 руб. 23 коп., отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

    Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Федеральный судья Р.Ф. Абдуллаев

2а-792/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
МРИ ФНС России № 4 по РД
Ответчики
Шахпазова З.С.
Суд
Городской суд г. Дагестанские Огни
Дело на странице суда
dagogni-gs.dag.sudrf.ru
28.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
21.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее