Дело № 3а-841/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 июня 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при ведении протокола
помощником судьи Голубятниковой Ю.В.,
с участием прокурора Клетного В.Б.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ уполномоченного представителя инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума Краснодарского края РѕС‚ регионального отделения политической партии «Справедливая Р РѕСЃСЃРёСЏВ» < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании постановления избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Краснодарского края РѕС‚ 10 апреля 2020 Рі. в„– 117/1069-6 «Об отказе РІ регистрации инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума Краснодарского края РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ:«Согласны ли РІС‹, чтобы автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования или участки таких автомобильных РґРѕСЂРѕРі РІ Краснодарском крае использовались РЅР° платной РѕСЃРЅРѕРІРµ?В» Рё постановления Законодательного Собрания Краснодарского края РѕС‚ 25 марта 2020 РіРѕРґР° в„– 1712-Рџ «О РІРѕРїСЂРѕСЃРµ, предлагаемом для вынесения РЅР° референдум Краснодарского края»
установил:
инициативная РіСЂСѓРїРїР° РїРѕ проведению референдума Краснодарского края РѕС‚ регионального отделения политической партии «Справедливая Р РѕСЃСЃРёСЏВ» РІ составе < Р¤.Р.Рћ. >1, < Р¤.Р.Рћ. >7, < Р¤.Р.Рћ. >8, < Р¤.Р.Рћ. >9, < Р¤.Р.Рћ. >10, < Р¤.Р.Рћ. >11, < Р¤.Р.Рћ. >12, < Р¤.Р.Рћ. >13, < Р¤.Р.Рћ. >14, < Р¤.Р.Рћ. >22 < Р¤.Р.Рћ. >15 Р¤. (далее - инициативная РіСЂСѓРїРїР°) 25 января 2020 РіРѕРґР° приняла решение Рѕ выдвижении инициативы проведения референдума Краснодарского края РїРѕ следующему РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ: "Согласны ли РІС‹, чтобы автомобильные РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования или участки таких автомобильных РґРѕСЂРѕРі РІ Краснодарском крае использовались РЅР° платной РѕСЃРЅРѕРІРµ?", назначив трех уполномоченных < Р¤.Р.Рћ. >2 – < Р¤.Р.Рћ. >1, < Р¤.Р.Рћ. >8, < Р¤.Р.Рћ. >21
18 февраля 2020 года инициативная группа обратилась с ходатайством о ее регистрации в избирательную комиссию Краснодарского края (далее – Комиссия).
3 марта 2020 года Комиссия приняла решение N 113/1024-6 «О результатах рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края от 25 января 2020 года и приложенных к нему документов", в соответствии с которым представленные инициативной группой документы признаны соответствующими требованиям закона и направлены в Законодательное Собрание Краснодарского края.
25 марта 2020 года Законодательное Собрание Краснодарского края приняло постановление N 1712-П "О вопросе, предлагаемом для вынесения на референдум Краснодарского края»", которым, со ссылкой на пункт 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и пункты 6 и 8 статьи 8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае» (далее – закон КК № 606-КЗ) признала вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Краснодарского края, не соответствующим требованиям статьи 12 Федеральный закон N 67-ФЗ).
На основании данного постановления Законодательное Собрание Краснодарского края избирательная комиссия 10 апреля 2020 года вынесла решение № 117/1069-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края по вопросу:«Согласны ли вы, чтобы автомобильные дороги общего пользования или участки таких автомобильных дорог в Краснодарском крае использовались на платной основе?».
Считая указанные постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 марта 2020 года N 1712-П и постановление Комиссии от 10 апреля 2020 года N 117/1069-6 незаконными, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» обратился в суд с заявлением об отмене данных правовых актов.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемые постановления Законодательного Собрания Краснодарского края и избирательной комиссии Краснодарского края являются незаконными, поскольку они необоснованные. В оспариваемых актах не указаны конкретные причины отказа в регистрации инициативной группы, в то время как пункт 12 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ требуют в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации в решении соответствующей комиссии указывать основания отказа. В постановлении же Законодательного Собрания Краснодарского края приведена лишь формальная ссылка на статью 12 Федерального закона N 67-ФЗ, содержащую большой перечень оснований, по которым вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, может быть признан не соответствующим требованиям закона.
Заявитель считает, данные акты Законодательного Собрания Краснодарского края и избирательной комиссии Краснодарского края противоречат требованиям пунктов 7, 8, 11 и 13 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 14 закона КК № 606-КЗ.
В судебном заседании представитель заявителя, ходатайствовавшего о рассмотрении административного дела в его отсутствие, Черкасова Н.П., действующая на основании доверенности, требования поддержала. Пояснила, что причина отказа в регистрации инициативной группы на основании положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ стала известна лишь в ходе судебного разбирательства.
Представители Законодательного Собрания Краснодарского края Донцов Д.С., Кучер А.О. и представитель избирательной комиссии Краснодарского края Балабин Р.Ю., действующие на основании доверенностей, требования представителя инициативной группы не признали и пояснили, что оспариваемые правовые акты достаточно обоснованны, приняты в соответствии с требованиями федеральных законов и не противоречат Конституции РФ. В удовлетворении заявления просили отказать. Кроме того, считают, что десятидневный срок подачи административного иска об оспаривании решения комиссии референдума пропущен.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителей Законодательного Собрания Краснодарского края и избирательной комиссии Краснодарского края, заслушав заключение прокурора Клетного В.Б., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 3, 5 - 7, 11, 12 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня N 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия ходатайства и документов требованиям закона - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный принимать решение о референдуме; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта РФ, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Законодательный представительный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта РФ и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и Центральную избирательную комиссию РФ.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, соответствующая избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в которой указываются основания отказа.
Нормы, аналогичные указанным выше положениям федерального законодательства содержатся и в статье 8 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае»
Судом установлено, что порядок и сроки рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края, предусмотренные указанным Федеральным и краевым законами, были соблюдены и Комиссией, и Законодательным Собранием Краснодарского края.
Вместе с тем, рассматривая доводы заявителя о том, что оспариваемые правовые акты немотивированны, неясны, поскольку не содержат конкретные основания признания вопроса, выносимого на референдум, не соответствующим статье 12 Федерального закона N 67-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.
Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 36 названного закона, содержащей правовые предписания об обязанностях избирательной комиссии, а также предусматривающей основания отказа в регистрации инициативной группы.
Рменно законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обязан проверить соответствие РІРѕРїСЂРѕСЃР°, предлагаемого для вынесения РЅР° референдум субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, которые установлены законом субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РїСѓРЅРєС‚ 6).
РР· системного толкования пунктов 8 Рё 11 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ проверке соответствия предлагаемого для вынесения РЅР° референдум субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІРѕРїСЂРѕСЃР° требованиям закона является для избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё обязательным: РІ случае принятия положительного решения избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ осуществляет регистрацию инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума, РІ противном случае - отказывает инициативной РіСЂСѓРїРїРµ РїРѕ проведению референдума РІ регистрации Рё РІ силу РїСЂСЏРјРѕРіРѕ указания РІ пункте 12 этой Р¶Рµ статьи выдает ей решение, РІ котором приводятся основания отказа.
Таким образом, федеральный законодатель не предоставляет избирательной комиссии право давать правовую оценку решениям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, понятные для инициативной группы по проведению референдума основания, по которым принято решение об отказе в её регистрации, должны быть мотивированно изложены в постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что настоящие правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами иными федеральными законами, уставами и законами субъекта Российской Федерации, в них принимают участие граждане, общественные объединения, и в данном случае органы государственной власти субъекта Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Все действия и решения должны отвечать принципам публичности и правовой определенности.
Судом установлено, что в постановлении Законодательного собрания Краснодарского края не конкретизировано каким нормам (пунктам) статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ не соответствует предлагаемый на референдум вопрос, тогда как названная статья имеет большой перечень оснований, по которым вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, может быть признан не соответствующим требованиям закона. Рлишь только в судебном заседании при изложении правовой позиции административным ответчиком были указаны три основания, предусмотренные пунктами 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ и аналогичных положений частей 1,5 и 6 статьи 5 Закона КК № 606-КЗ.
При этом данные основания были установлены на стадии процедуры проверки вопроса и сформулированы в заключении правового управления Законодательного Собрания Краснодарского края от 17 марта 2020 года № 4.2/620.
По мнению суда в принимаемых решениях государственных органов должны быть указаны основания, позволяющие установить с определенной степенью конкретности несоответствие, предлагаемого для вынесения на референдум Краснодарского края вопроса, статье 12 Федерального закона N 67-ФЗ.
Отсутствие должной мотивированности правовых актов государственных органов приводит к их оспариванию именно по этим основаниям.
В статье 27 закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» установлены требования к тексту правового акта, который излагается простым и ясным литературным языком. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. В акте даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края в силу названного закона подлежат опубликованию (пункт 2 статьи 46 названного Закона).
Принятое государственными органами решение должно быть понятно не только должностным лицам, его принявшим, но и с учетом принципа публичности, доступен для понимания иных участников настоящих правоотношений, что само по себе ведет к укреплению доверия к органам государственной власти.
При таких обстоятельствах постановление Законодательного Собрания Краснодарского края не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что в качестве основания для отказа инициативной группе по проведению референдума Комиссией в своем решении приводится постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, оно также подлежит отмене.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ со дня обращения инициативной группы избирательная комиссия края действует в качестве комиссии референдума, тогда как оспариваемое решение от 10 апреля 2020 г. № 117/1069-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края принято от имени избирательной комиссии Краснодарского края, чем, по мнению суда, не соблюдена сама форма постановления Комиссии.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия комиссией референдума обжалуемого решения.
Обжалуемое решение принято избирательной комиссией 10 апреля 2020 года. Штамп почты России на конверте свидетельствует о направлении административного искового заявления 20 апреля 2020 года, в связи с чем суд считает его поданным в установленый процессуальный срок.
Согласно части 1 статьи244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдумах полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Руководствуясь приведенным положением Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на избирательную комиссию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края обязанность вновь рассмотреть вопрос о регистрации (отказе в регистрации) инициативной группы от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» по проведению референдума Краснодарского края, установив для этого срок в один месяц, и сообщить суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Руководствуясь статьями 175-180, 243,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования уполномоченного представителя инициативной РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проведению референдума Краснодарского края РѕС‚ регионального отделения политической партии «Справедливая Р РѕСЃСЃРёСЏВ» < Р¤.Р.Рћ. >1 удовлетворить
Признать незаконными и отменить постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 10 апреля 2020 г. № 117/1069-6 и постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 марта 2020 года № 1712-П
Возложить на избирательную комиссию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края обязанность вновь рассмотреть вопрос о регистрации (отказе в регистрации) инициативной группы от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» по проведению референдума Краснодарского края, установив для этого срок в один месяц, и сообщить суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 3 июля 2020 года.
РЎСѓРґСЊСЏ: