Дело № 3а-113/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 15 мая 2018 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Степанова П.В.
при секретаре Борщове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Березиной Анны Петровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
установил:
Березина А.П. обратилась в суд с административным иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 2702 кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м.)», в размере его рыночной стоимости – 8544 000 рублей, определённой по состоянию на 15 декабря 2017 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником доли в праве общей собственности (1/4 доли) на земельный участок с кадастровым номером **, площадью 2040 кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м.)». Иные собственники Еременко В.Н., Владимиров В.Ю., Татарчук А.В., по 1/4 доли в праве общей собственности у каждого.
Письмом от 21.08.2017г. департамент земельных отношений администрации г.Перми выразил согласие на перераспределение указанного земельного участка с землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Перми от 16.01.2017 № 33.
Согласно проекту соглашения № ** и расчету платы за увеличение земельного участка, в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером **, площадью 2702 кв.м., плата за увеличение площади составляет 1705662 рубля.
Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН 15.12.2017, кадастровая стоимость 46411875,72 руб.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2014 (пункт 10), утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края согласно приложениям 1 - 48 к данному постановлению (пункт 1). Кадастровая стоимость, утвержденная данным постановлением, применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Кадастровая стоимость, утвержденная названным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года (пункт 7).
Таким образом, данный земельный участок не включен в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края, для которых указанным постановлением Правительства Пермского края методом массовой оценки определена кадастровая стоимость, поскольку является вновь образованным.
При определении кадастровой стоимости земельного участка органом кадастрового учета использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденное при проведении государственной кадастровой оценки для земель соответствующей категории и оценочной группы.
Кадастровая стоимость названного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости от 15.12.2017 и рассчитана путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (17176,86 руб./кв.м.) на площадь земельного участка и составила 46411875,72 рубля.
Административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки этого земельного участка существенно завышены, не соответствуют его рыночной стоимости, чем нарушаются его права как лица, претендующего на приобретение его в собственность, по цене за увеличение площади земельного участка, рассчитываемой от кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с административным исковым заявлением в суд, в обоснование величины рыночной стоимости земельного участка представлен отчет об оценке от 26.02.2018 № **, изготовленный специалистом-оценщиком индивидуальным предпринимателем Ш., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.12.2017 составляет 8544000 рублей.
Определением суда, изложенным в протоколе предварительного судебного заседания от 23.04.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в качестве заинтересованных лиц - Еременко В.Н., Владимиров В.Ю., Татарчук А.В. и администрация города Перми.
Березина А.П. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, в своих пояснениях поддерживает позицию, изложенную в административном исковом заявлении.
Представитель Управление Росреестра по Пермскому краю Костарева Т.Э. возражений по существу заявленных требований не имеет.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения административного дела извещен, свои доводы изложил в письменных возражениях, относительно заявленных требований, представителя не направил.
Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, администрация города Перми и департамент земельных отношений администрации г.Перми, просили о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие своих представителей.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что указанные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно рассмотрение дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца, просившего установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании представленного отчета, пояснения представителя Управление Росреестра по Пермскому краю, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, проанализировав письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, а лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В силу статьи 2 Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - размер платы), рассчитывается исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующими землями и (или) земельными участками. Если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Решением Пермской городской Думы от 24.03.2015 N 68 "О плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности" утвержден Порядок определяет размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Размер платы определяется в размере 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данного Порядка.
Расчет размера платы осуществляется функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, которым является департамент земельных отношений.
Березина А.П., будучи лицом, претендующим на приобретение вновь образованного земельного участка с кадастровым номером **:66, площадью 2702 кв.м., должна внести плату за увеличение площади земельного участка, размер которого зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости, следовательно, её обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности), в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Правовая природа административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости направлена на установление сведений федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носящих общедоступный характер и использующихся для определения налоговых и иных платежей (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости земельного участка, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Рассматривая заявленные требования по существу, суд полагает, что отчет об оценке от 26.08.2018 № **, содержащий сведения о рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 15.12.2017 является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить его под сомнение, оснований не имеется.
В силу предписаний статьи 12 указанного Федерального закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, оценив названный отчет в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.
Учитывая, что отчет об оценке лицами, участвующими в деле, не оспаривался, доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, ходатайств о назначении по делу экспертизы участниками не заявлялось, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок является вновь образованным, поставлен на кадастровый учет 15 декабря 2017 г., следовательно, и его рыночная стоимость должна быть определена на эту дату.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд – 02 апреля 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
Поскольку права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием внесения органом кадастрового учета такой стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Березиной Анны Петровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **:66, площадью 2702 кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «авторемонтные мастерские, автомойки (относящиеся к V классу вредности по санитарной классификации и при условии соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны не более 50 м.)», в размере его рыночной стоимости – 8544 000 рублей, определённой по состоянию на 15 декабря 2017 года.
Датой подачи Березиной Анной Петровной заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 мая 2018 года.
Судья - подпись.