УИД 13RS0023-01-2023-003137-23
Судья Бурлаков И.И. №2-2296/2023
Докладчик Урявин Д.А. Дело №33-2355/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Ганченковой В.А., Урявина Д.А.,
при секретаре Галимовой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Устимовой Марины Ивановны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, по апелляционной жалобе истца Устимовой Марины Ивановны на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Урявина Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Устимова М.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала, что на основании договора купли-продажи комнаты в общежитии от 23 декабря 2010 г. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>
Заключением Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2 от 21 февраля 2018 г. выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 постановления установлен способ изъятия путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 года по 2021 год.
Ответчиком предложено истцу, как собственнику одного из жилых помещений в доме, возмещение в силу изъятия спорного жилого помещения в размере 818 100 руб., определенное на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения <№> от <дата>.
Истец выражала несогласие с предложенным ответчиком способом возмещения в силу изъятия для муниципальных нужд спорной недвижимости.
Просила возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность предоставить Устимовой М.И. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19 кв.м, отвечающее установленным законом требованиям, находящееся в черте Октябрьского района г. Саранска.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Устимовой М.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец Устимова М.И. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что спорный многоквартирный дом упоминается в действующей редакции муниципальной программы городского округа Саранск «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск», утвержденной постановлением Администрации городского округа Саранск № 764 от 27 мая 2020 г., из которой усматривается, что в отношении ряда собственников ответчиком принято решение о предоставлении благоустроенных жилых помещений взамен изъятых. Такой подход ставит в неравное положение владельцев жилых помещений в многоквартирном доме. Считает, что указанная программа фактически принята во исполнение государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», при этом в ней упоминается о спорном многоквартирном доме, а учитывая, что право собственности Устимовой М.И. возникло до вступления в силу положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, она имеет право требовать предоставления пригодного жилого помещения взамен изъятого.
В судебное заседание истец Устимова М.И., ее представитель Баринов В.В., представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили.
При этом от представителя третьего лица Правительства Республики Мордовия Кочеткова В.В. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Умновой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Устимова М.И. на основании договора купли-продажи от 23 декабря 2010 г. является собственником комнаты площадью 19 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается договором купли-продажи и выпиской из ЕГРН от 22 сентября 2023 г.
Согласно выписке из домовой книги от 25 сентября 2023 г. в жилом помещении по адресу: <адрес>, с 23 января 2020 г. по 22 января 2023 г. зарегистрирован по месту пребывания Платонов А.И. Устимова М.И. указана в качестве главы семьи и не зарегистрирована по месту жительства.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2 от 21 февраля 2018 г. принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением № 9 от 11 января 2019 г., постановлением № 2039 от 29 декабря 2021 г.) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); принято решение об отселении граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 года по 2025 год.
16 января 2019 г. Администрацией городского округа Саранск в адрес Устимовой М.И. направлено требование № 268-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с иными собственниками в течение двух месяцев со дня его получения. Разъяснено, что в случае неосуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г., бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от 07 июля 2021 г. № 7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения Администрацией городского округа Саранск издано постановление № 1249 от 02 сентября 2022 г. «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>», в котором постановлено, в том числе, изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск:
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, площадью 4308,46 кв.м (пункт 1);
- жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к постановлению, для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2);
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение № 1, с кадастровым номером <№>, площадью 38,5 кв.м (пункт 3).
Согласно приложению подлежал изъятию объект недвижимости по адресу: <адрес>, площадью 19 кв.м, с кадастровым номером <№>
18 января 2023 г. Устимовой М.И. получен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 818 100 руб.
Размер возмещения определен на основании отчета ООО «НОКС-ОЦЕНКА» № 114/11/2022-Н/63 от 09 ноября 2022 г., исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом и убытков в размере 818 100 руб., в том числе: рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, в размере 645 000 руб., размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, в размере 30 200 руб., компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 142 900 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого у истца, не состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», и являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 01 января 2017 г., невключенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с Администрации городского округа Саранск.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ) имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и определены этапы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на период с 2019 года по 2025 год.
Согласно паспорту подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» задачами данной подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 г., являющихся приложением 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», жилой дом по адресу: <адрес>, не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья, пригодного для проживания.
Учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку признан аварийным только в 2018 году, собственнику жилого помещения направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, определив в нем размер и порядок выплаты возмещения.
Соглашение о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, вместо предоставления выкупной стоимости жилого помещения, между сторонами не достигнуто.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 подпункта «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный многоквартирный дом упоминается в действующей редакции муниципальной программы городского округа Саранск «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск», которая фактически принята во исполнение государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», отклоняется судебной коллегией, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в данной программе не упоминается. Кроме того, сведений о том, что указанная муниципальная программа принята во исполнение региональной, не имеется.
Также судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что право собственности Устимовой М.И. возникло до вступления в силу частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем она имеет право требовать от ответчика благоустроенное жилое помещение вместо изъятого, поскольку спорный многоквартирный дом признан аварийным после 01 января 2017 г. и не включен ни в одну из указанных программ, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку положения Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, предусматривающие право выбора собственника на предоставление другого благоустроенного жилого помещения или выкупа, в рассматриваемой ситуации не применимы.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями статей 12, 67 ГПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статье 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Устимовой Марины Ивановны – без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
Д.А. Урявин
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2023 г.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Д.А. Урявин