Решение по делу № 2-572/2023 от 15.08.2023

Дело № 2-572/2023

                        10 RS 0006-01-2023-000792-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Лахденпохья Республика Карелия 28 ноября 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Якшиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Понимасовой Галины Ивановны, поданному в ее интересах Сутягиным Александром Николаевичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений, действий,

У С Т А Н О В И Л:

Сутягин А.Н., действующий по доверенности в интересах Понимасовой Г.И., обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений и действий.

В обоснование требований указал, что Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство) от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащего образованию путём раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 3275 кв.м., по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешённого использования – запас. Данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: . Также, распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 5791 кв.м., по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешённого использования – запас. Данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: . Истец обращался в Министерство с ходатайством о переводе вышеуказанных земельных участков из состава земель «земли запаса» в состав земель «земли сельскохозяйственного назначения». Ответов на данные ходатайства Министерство не представило уже длительный срок. Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ - и -м/20р отменены вышесказанные распоряжения Министерства в связи с пересечением границ образуемых земельных участков с границами земельного участка, образуемого на основании ранее принятого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -. В сопроводительных письмах от ДД.ММ.ГГГГ исх...4-21 Министерство сообщило о направлении в адрес Управления Росреестра по <адрес> заявления о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных земельных участков.

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и -м/20р об отмене распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельных участков;

- признать незаконными действия Министерства, выраженные по направлению в Управление Россреестра по <адрес> заявлений о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами , возложив на Министерство, при отсутствии иных оснований для отказа, обязанность произвести действия по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков ;

- признать незаконным и недействительным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером ;

- взыскать с Министерства в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Понимасова Г.И., её представитель на основании доверенности Сутягин А.Н., при надлежащем извещении, отсутствовали.

Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что в ходе проведения самоконтроля Министерством было выявлено, что при загрузке координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО» выявлено совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено прилагаемой к заявлению истца схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым Министерством решением об утверждении схем расположения земельного участка (распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ). При этом данное распоряжение принято по ранее поданному заявлению иного лица. Согласно п.14 ст.39.15 ЗК РФ срок действия указанного распоряжения не истек, указанное выше обстоятельство свидетельствует о наличии оснований для отказа в утверждении прилагаемой к заявлению истца схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу пп. 2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Одновременно указал, что согласно исковому заявлению, истец полагает распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным, при этом не приводит в обоснование позиции каких-либо доводов. Согласно п.4 ст.39.15 ЗК РФ заявления, поступающие в Министерство, рассматриваются в порядке очередности их поступления. Рассмотрение заявления истца с нарушение очередности повлечет нарушение прав иных заявителей.

Третьи лица – представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, администрации Мийнальского сельского поселения, ГКУ РК "Управление земельными ресурсами", Казакова Э.Б., её представитель на основании доверенности Казаков Д.Ю., при надлежащем извещении, в судебном заседании отсутствовали.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из содержания пунктов 14, 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления или орган исполнительной власти обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

В силу пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В силу п.п. 19 п. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и.т.д.

В силу п. 4 ст. 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 74 утвержден Административный регламент Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории (далее Административный регламент).

В соответствии с п. 13 указанного регламента государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" участвует в предоставлении государственной услуги. Решения по результатам предоставления государственной услуги принимаются Министерством. Все документы, требующие принятия решения Министерством, подписываются Уполномоченным лицом Министерства. Информационное взаимодействие с муниципальными районами в Республике Карелия обеспечивается Многофункциональным центром.

Приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 18.04.2016 № 393, с учетом изменений на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 07.05.2018 № 78, утвержден регламент взаимодействия между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство) от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р Понимасовой Г.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащего образованию путём раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 3275 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешённого использования – запас. Данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с присвоением кадастрового номера поставлен на государственный кадастровый учет.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р Понимасовой Г.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 5791 кв.м., по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешённого использования – запас. Данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с присвоением кадастрового номера поставлен на государственный кадастровый учет.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -м/20р и -м/20р отменены вышеуказанные распоряжения Министерства в связи с пересечением границ образуемых земельных участков с границами земельного участка, образуемого на основании ранее принятого распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные земельные участки сняты с кадастрового учёта.

Сутягин А.Н., действующий в интересах Понимасовой Г.И., не согласившись с принятыми решениями Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) Казакова Э.Б. обратилась в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 7500 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером , на основании пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство издало распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Казаковой Э.Б. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Казакова Э.Б. осуществила постановку земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером площадью 7500 кв.м., категория земель – земли запаса, вид разрешенного использования – запас, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что распоряжение -м/20р о предварительном согласовании предоставления земельного участка Казаковой Э.Б. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было издано Министерством ранее издания аналогичных распоряжений и - по заявлениям Понимасовой Г.И.

Истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств, что он обратился в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления участков ранее Казаковой Э.Б.

Министерство вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону.

Поскольку решение об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Казаковой Э.Б., было принято ранее даты распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, и срок его действия не истек, в силу пп. 2 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ существование такого решения на день принятия решения по заявлениям Понимасовой Г.И. свидетельствовало о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами

Таким образом, оснований для признания незаконными распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ - об отмене распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ - о предварительном согласовании предоставления земельных участков, и действий по направлению в Управление Россреестра по <адрес> заявлений о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков истца, в связи с выявленным совпадением местоположений земельных участков, не имеется.

Принятые определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ меры по обеспечению иска сохранить до вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Принятые определением судьи от 18 августа 2023 года меры по обеспечению иска сохранить до вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                  Л.В. Назарова

Мотивированное решение составлено 5 декабря 2023 года

2-572/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Понимасова Галина Ивановна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Лахденпохского муниципального района Республики Карелия
Казаков Дмитрий Юрьевич
Казакова Эмма Борисовна
ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Администрация Мийнальского сельского поселения
Сутягин А.Н.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация административного искового заявления
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее