№2-4129/2024
27RS0001-02-2024-006053-61
Мотивированное решение суда
составлено 27 ноября 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2024 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего Рубель Ю.С., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что Приморской транспортной прокуратурой проанализировано исполнение ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением – Центральной Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» федерального законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Океанская. Данная станция является объектом транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащем категорированию, который решением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 20.05.2021 включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры (Раздел 2) с реестровым номером ЖСТ600904 и состоит на балансе Дальневосточной дирекции управления движением. Объект транспортной инфраструктуры – станция Океанская не обеспечен подразделениями транспортной безопасности. 10.04.2024 в адрес дирекции внесено представление по факту отсутствия подразделений транспортной безопасности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мер по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Океанская до настоящего времени не принято. ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением не исполнены требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, что создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса. ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции управления движением проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, при этом непроведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасной деятельности пассажирских вагонов, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных интересов иных лиц и привлечение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
По этим основаниям, истец просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность образовать или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Океанская, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Жапова С.А. требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Халиман А.Ю. возражала против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях. В случае признания судом требований прокурора обоснованными, просила увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности, то есть объект транспортной инфраструктуры, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов.
Согласно с п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры отнесены, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, строения, сооружения.
В силу п.2 ст.1 Закона о транспортной безопасности под категорированием объектов транспортной инфраструктуры понимается отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В силу п. 7.1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под подразделениями транспортной безопасности понимаются осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под транспортной безопасностью понимается состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу п. 1 ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.
Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 Закона о транспортной безопасности).
Согласно п.1 ст.8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подп. «в» п. 5 постановления Правительства РФ от 08.10.2020 года №1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» для защиты объекта транспортной инфраструктуры привлекаются подразделения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования № 1635).
В силу подп. «г» п. 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
ОАО «РЖД» - юридическое лицо, имеющее филиалы и представительства.
Согласно информации, имеющейся в Едином государственном реестре юридических лиц, Дальневосточная железная дорога и Дальневосточная дирекции управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением являются филиалами ОАО «РЖД». Объект транспортной инфраструктуры – станция Океанская (реестровый номер ЖСТ600904) находится на балансе Дальневосточная дирекции управления движением.
Как следует из материалов гражданского дела, Дальневосточной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности, противодействии терроризму и гражданской обороне на объектах железнодорожного транспорта на полигоне Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены факты нарушения вышеназванного законодательства со стороны ОАО «РЖД», в том числе Дальневосточной дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиалом ОАО «РЖД».
В целях устранения выявленных нарушений заместителем Дальневосточного транспортного прокурора 10.04.2024 в адрес начальника Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об отсутствии подразделений транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры различной категории.
Представление транспортного прокурора в досудебном порядке не исполнено.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633, Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1635, установив, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Грушевое является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию и осуществляющим свою деятельность на основании паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Необходимость привлечения (формирования) подразделений транспортной безопасности предусмотрена как для категорированных (подп. в п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1633), так и для некатегорированных (подп. г п.5) объектов транспортной инфраструктуры.
С учётом ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить ОАО «РЖД» срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Океанская.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Ю.С. Рубель