Дело № 2а-444/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,
при секретаре Перепелицыной К.Ю.,
«26» января 2021 года, в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области к Внуковой Е.П. о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Внуковой Е.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015, 2016 годы в размере 1 193 руб., пени в размере 29,65 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является собственником недвижимости - квартиры с кадастровым номером№..., расположенной по адресу: Россия, <адрес>. На данный объект недвижимости налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015, 2016 годы в общей сумме 1 193 руб. Поскольку обязанность по уплате налога в установленный срок Внуковой Е.П. исполнена не была, на сумму недоимки исчислены пени в общей сумме 29,65 руб. и выставлены требования с предложением оплатить недоимку и пени в срок не позднее "."..г. До настоящего времени долг не погашен.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, просила рассмотреть дело без её участия.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 3 ст. 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений ст.ст. 44, 45, 48 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира, комната; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговым периодом, по правилам ст. 405 НК РФ, признается календарный год. Размер налоговой ставки в отношении налога на имущество определяется в соответствии со ст. 406 НК РФ.
Судом установлено, что административному ответчику принадлежит на праве собственности недвижимое имущество – квартира, с кадастровым номером: №..., расположенная по адресу: Россия, <адрес>.
Указанное свидетельствует о том, что Внукова Е.П. в соответствии с приведенными положениями закона является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно представленным административным истцом налоговым уведомлениям №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., по указанному выше объекту налогообложения (квартире) административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2014 г. в размере 278 руб. по сроку уплаты не позднее "."..г. (уведомление №... от "."..г.), за 2015 г. в размере 637 руб. по сроку уплаты не позднее "."..г. (уведомление №... от "."..г.), за 2016 г. в размере 738 руб. по сроку уплаты не позднее "."..г. (уведомление №... от "."..г.).
Уведомления были направлены в адрес Внуковой Н.П. "."..г. и "."..г.
Сведений об исполнения содержащихся в уведомлениях требований налогового органа административным ответчиком не представлено, материалы дела не содержат.
В связи с неуплатой сумм налога в установленный срок Инспекцией ФНС были начислены пени и выставлены треборвания:
- требование №..., сформированное по состоянию на "."..г., с предложением погасить задолженность по налогу на имущество за 2014 г. в размере 278 руб. и уплатить начисленные пени в размере 12,62 руб. в срок "."..г.;
- требование №..., сформированное по состоянию на "."..г., с предложением погасить задолженность по налогу на имущество за 2015 г. в размере 637 руб. и уплатить начисленные пени в размере 4,03 руб. в срок до "."..г.;
- требование №..., сформированное по состоянию на "."..г., с предложением погасить задолженность по налогу на имущество за 2016 г. в размере 738 руб. и уплатить начисленные пени в размере 13,16 руб. в срок до "."..г.
Данные требования были направлены налогоплательщику "."..г. (требование №...), "."..г. (требование №...); административным ответчиком не исполнены, доказательств обратному не представлено.
Административный истец просит взыскать с Внуковой Е.П. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015, 2016 г.г. в общей сумме 1 193 руб., пени в общей сумме 29,65 руб.
Разрешая административные исковые требования Инспекции ФНС России по г.Волжскому, суд исходит из следующего:
В силу положений п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как указано выше, срок исполнения последнего требования №... об уплате налога и пени за 2016 г., сформированного по состоянию на "."..г. наступил "."..г., соответственно определенный законом срок на обращение за выдачей судебного приказа истек "."..г.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Внуковой Н.П. налога на имущество физических лиц за 2015 г. и 2016 г., а также пени, налоговый орган обратился лишь в августе 2020 г., то есть за пределами определенного законом шестимесячного срока.
В материалы дела административным истцом не представлено каких-либо доказательств и не имеется ссылки на обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявление процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в заявлении не приводится.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного суд в удовлетворении административного искового заявления налогового органа отказывает в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области к Внуковой Е.П. о взыскании задолженности по уплате налога и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
СПРАВКА: мотивированное решение составлено 08 февраля 2021 года
Судья Волжского городского суда: И.Н. Попова