по жалобе на постановление о назначении административного наказания
г. Козьмодемьянск 22 января 2013 г.
Судья Горномарийского районного суда республики Марий Эл Шахова К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,
с участием представителя заявителя администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Ванюкова А.Л., действующего на основании доверенности № 01-19/1-В от 09.01.2013 г.,
начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского РОСП УФССП России по РМЭ Шихматова Н.В., действующего на основании доверенности № 12/Д-21-06-НК от 11.01.2013 г.,
рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на постановление о наложении административного штрафа № 0349/21/12 от 24.12.2012 г., которым
администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», находящаяся по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, бул. Космонавтов, д. 14,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,
установил:
Постановлением начальника Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 24 декабря 2012 г. администрация МО «Горномарийский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. В постановлении указано, что решением Горномарийского районного суда № 2-621/2012 от 25 июня 2012 г. администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязана обеспечить Бабичева И.А., относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенным жилым помещением. Исполнительное производство № 18366/12/21/12 возбуждено 06 сентября 2012 года на основании исполнительного листа, выданного Горномарийским районным судом РМЭ по делу № 2-261/2102. Должнику с момента возбуждения исполнительного производства неоднократно предъявлялись требования об исполнении требований исполнительных документов. 08 октября 2012 г. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Горномарийский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 5000 рублей
Постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского РОСП от 08 октября 2012 г. в рамках указанного исполнительного производства должнику предъявлено требование об исполнении в срок до 08 ноября 2012 г. требований вышеуказанного исполнительного документа. В установленный срок требования судебного пристава-исполнителя не исполнены. 20 декабря 2012 года заместителем старшего судебного пристава Горномарийского РОСП Зайцевым В.С. в отсутствии должника, уведомлённого надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном, ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», не согласившись с принятым решением, обратилась с жалобой в Горномарийский районный суд, при этом указал, что администрацией района неоднократно принимались меры по исполнению требований решения суда путём обращения в Министерство образования и науки Республики Марий Эл с просьбой выделения субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Согласно ответу на обращение от 11 сентября 2012 года № 01-12/641-И Министерство образования и науки Республики Марий Эл указало, что выделение финансовых средств на проведение мероприятий по обеспечению жильём (по искам Гапонцева С.С., Яковлевой Н.И., Цветкова Е.А., Бабичева И.А.) планируется в четвёртом квартале 2012 года. В ответе на обращение от 31 октября 2012 года № 9055 Министерство образования и науки Республики Марий Эл указало, что в рамках соглашения, подписанного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл от 21 августа 2012 года финансирование в объёме 28 936,8 тыс. рублей будет направлено на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями 33 лиц из числа детей-сирот из 17 муниципальных районов и городских округов. В 2012 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл муниципальному образованию «Горномарийский муниципальный район» выделена одна субсидия на приобретение (строительство) жилья Гапонцеву С.С. Выделение дополнительных ассигнований на реализацию жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году не представляется возможным.
В силу указанных причин администрация не имела реальной возможности исполнить решение. Финансирование мер социальной поддержки лиц, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Республики Марий Эл и осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Ввиду отсутствия такого бюджетного финансирования исполнение решения суда для администрации затруднительно. Просит постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского РОСП Управления РОСП по РМЭ о наложении на администрацию муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 30000 рублей отменить.
В судебном заседании представитель администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Ванюков А.Л. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Горномарийского РОСП Управления РОСП по РМЭ от 24 декабря 2012 г. отменить. Дополнительно пояснил, что с 01 января 2013 г. признан утратившим силу абз. 8 п. 1 ст. 14.2 Закона РМЭ от 02.12.2004 г. № 50-З, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим выделение денежных средств из бюджета Республики Марий Эл в бюджет района с нового года прекращено.
Начальник отдела - старший судебный пристав Горномарийского ОСП УФССП России по РМЭ Шихматов Н.В. просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что отсутствие бюджетного финансирования не является обстоятельством, исключающим вину администрации Горномарийского района в неисполнении длительное время решения суда. Должник не предпринял достаточных мер для исполнения решения суда, что привело привлечению его к административной ответственности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проверив материалы дела в полном объёме, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу ст. 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ч. 1 и 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Факт неисполнения администрацией содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера, именно предоставить взыскателю Бибичеву И.А. благоустроенного жилого помещения в установленный судебным приставом после взыскания исполнительского сбора пятидневный срок, установлен и подтвержден материалами дела.
Таким образом, старший судебный пристав Горномарийского РОСП сделал правильный вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса.
Доводы жалобы об уважительности причин неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении в течение более шести месяцев судебного решения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений для предоставления по договору социального найма взыскателю Бабичеву И.А., отсутствие в бюджете района достаточных денежных средств для исполнения судебного решения, не свидетельствует об отсутствии вины администрации муниципального образования в совершении административного правонарушения. Обращения должника с просьбами в Министерство образования и науки Республики Марий Эл о выделении денежных средств для исполнения судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений не являются достаточными мерами, направленными на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Несвоевременное исполнение финансовых обязательств между бюджетами различных уровней не должно влиять на исполнение решения суда и нарушать права и законные интересы взыскателя. То обстоятельства, что должнику до настоящего времени не выделены денежные средства для обеспечения взыскателя жилым помещением, на что указывал должник в обоснование жалобы, не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что для исполнения решения суда должнику препятствовали обстоятельства чрезвычайного характера, а значит исключающим вину администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» в совершении указанного административного правонарушения.
Отсутствуют доказательства обращения администрации МО «Горномарийский муниципальный район» в другие органы исполнительной власти в целях выделения средств на цели предоставления гражданам жилых помещений и принятии должником иных мер для исполнения судебного решения.
Таким образом, суд приходит к выводу о недостаточности принятых должником мер для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что в условиях соблюдения всеми участниками судебного разбирательства принципа обязательности судебного решения, не исключает вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Довод жалобы об освобождении заявителя от обязанности предоставления жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с внесением изменений в региональное законодательство, суд находит не влияющим на выводы о виновности должника в неисполнении содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера, поскольку вменяемое в вину заявителя правонарушение совершено до внесения указанных изменений в закон. На момент совершения правонарушения заявитель являлся должником в исполнительном производстве, что предполагало его обязанность исполнить судебное решение в установленный срок.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО «Горномарийский муниципальный район» допущено не было.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При данных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы администрации МО «Горномарийский муниципальный район» отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
постановление начальника Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл № 0349/21/12 от 24 декабря 2012 года о признании администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» - без удовлетворения.
Судья К.Г. Шахова