Решение по делу № 33-998/2020 от 26.02.2020

       Судья Пекаринина И.А.                                                Дело №2-1480/2019

(первая инстанция)

№ 33-998/2020

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

Судей Балацкого Е.В., Радовиля В.Л.,

При секретаре Белановой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Подобашеву В.В., 3-и лица Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, СНТ «Арзу», Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, Зинченко Т.И., Локтионова Е.П., Карпов А.А., Кожевникова Н.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Подобашеву В.В., в котором просило истребовать из незаконного владения ответчика в федеральную собственность земельный участок № площадью 621 кв.м., расположенный в г<адрес>», кадастровый номер .

В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП военный городок №К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ был подписан акт приема-передачи имущества.

При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок №К-1, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.

Истец также указал, что до передачи военного городка №К-1 в федеральную собственность, им на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года (значится в Приложении №2 к Соглашению), пользовалась Российская Федерация.

При этом, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, завершена не была.

В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса Украины и ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям обороны и не мог быть передан первоначальному собственнику органом местного самоуправления.

Истец считал, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2019 года в удовлетворении иска Министерству обороны РФ отказано.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.

По мнению апеллянта, при разрешении спора, суд первой инстанции необоснованно не учел, что земельный участок на момент его передачи первоначальному собственнику, являлся частью земельного участка военного городка №К-1 и фактически использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений. Качинский поселковый Совет не имел права распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации.

Апеллянт считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям особой категории, которые не могут находиться в собственности физических лиц, входе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. По его мнению, данное обстоятельство подтверждается заключением специалиста внесудебного землеустроительного исследования от 15 августа 2019 года №, выполненного в рамках рассмотрения другого гражданского дела по аналогичному спору.

В тоже время апеллянт считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью установления значимых по спору обстоятельств.

Кроме того, апеллянт указывает, что границы и площадь земельного участка военного городка №К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат. На земельном участке военного городка располагается аэродром Кача, который является основным аэродромом морской авиации Черноморского флота, включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу Подобашев В.В. просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, в судебном заседании просил решение суда отменить.

Представитель ответчика Подобашева В.В., а также третьего лица СНТ «Арзу», действующий по доверенностям, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.

В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины,         в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными                       и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя                     от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года №202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Как следует из материалов дела, решением Качинского поселкового Совета №237 от 24 октября 2006 года дано согласие ДСК «Арзу» на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.

На основании заявления ДСК «Арзу», положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от                    21 декабря 2006 года №03/177, комплексного градостроительного заключения от 21 декабря 2006 года №3301/4-1, статей 12,124,125, 126 Земельного кодекса Украины, статьи 50 Закона Украины                                      «О землеустройстве» Качинский поселковый Совет решением №280 от                      26 декабря 2006 года дал согласие ДСК «Арзу» на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 10 га для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.

Проект землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, утвержден решением Качинского поселкового Совета №414 от 25 мая 2007 года, земельный участок передан в аренду ДСК «Арзу» сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка №040766100060 от 3 июля 2007 года.

Решением Качинского поселкового совета от 12 сентября 2008 года № 810 определено передать в частную собственность гражданам согласно списку земельные участки, находящиеся в их фактическом пользовании для индивидуального дачного строительства в границах землепользования «ОК «ДСК «Арзу» с отнесением к категории земель рекреационного назначения.

Зинченко Т.И. под № значится в списках граждан, которым переданы в частную собственность земельные участки для ведения индивидуального дачного строительства в ОК «ДСК «Арзу» (приложение к решению Качинского поселкового Совета от 12 сентября 2008 года № 810) с указанием на земельный участок № площадью 0,0621 га.

В 2009 году Зинченко Т.И. получила государственный акт на право собственности на земельный участок № площадью 0,0621 га, расположенный в <адрес> целевое назначение: для индивидуального дачного строительства; кадастровый номер .

Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера: ; вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства.

5 марта 2015 года Зинченко Т.И. продала земельный участок Кожевниковой Н.В.

В последующем по договору дарения от 15 декабря 2015 года между Кожевниковой Н.В. и Карповым А.А. спорный земельный участок перешел в собственность последнего.

17 ноября 2017 года Карпов А.А. продал земельный участок Локтионовой Е.П.

По договору купли-продажи от 6 ноября 2018 года спорный земельный участок перешел от Локтионовой Е.П. к Подобашеву В.В., который зарегистрировал право собственности на объект недвижимости 14 ноября 2018 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на расположение спорного земельного участка № в составе земель военного городка №К-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений.

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях №2 и 3 и картах №1 и 2 к Соглашению.

Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт                в соответствии с действующим законодательством Украины.

В приложении №2 к Соглашению между Российской Федерацией                       и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача                     с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта                   2015 года №195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок №К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя                                       и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка №К-1 в виде единого имущественного комплекса.

Из акта осмотра земельных участков военного городка №К-1, расположенных по адресу: <адрес>, составленному представителями ФГКУ «Крымское ТУИО», №11 от 17 апреля 2019 года следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка №К-1.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан первоначальному собственнику на основании решения органа местного самоуправления, вхождение спорного земельного участка в состав земель военного городка №К-1 на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии со статьями 301,302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.

В ходе разрешения спора установлено, что спорный земельный участок на момент его предоставления первоначальному собственнику, входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК «ДСК «Арзу».

Согласно Заключению Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 22 декабря 2006 года испрашиваемый ОК «ДСК «Арзу» земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам» от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.

Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов                  20 марта 2007 года согласован проект землеустройства по отводу земельного участка ОК «ДСК «Арзу» площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства. В соответствии                             с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.

План земельного участка, отводимого под дачно-строительный кооператив, ориентировочной площадью 10,0 га согласован в 2006 году с начальником Военно-Воздушных сил Черноморского флота, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части 49311. Какие-либо указания на вхождение отводимого земельного участка                     в состав военного городка №К-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями 49311, 40136, 10496 с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности                     и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Право собственности первоначального собственника Зинченко Т.И. на спорный земельный участок возникло на основании соответствующего решения Качинского поселкового Совета и зарегистрировано в установленном законом порядке.

Государственная регистрации права собственности свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

В свою очередь, право собственности Подобашева В.В. на земельный участок возникло на основании возмездной сделки, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Сделка совершена сторонами с соблюдением установленной законом формы, земельный участок перешел от продавца к покупателю, который зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке.

Поскольку спорный земельный участок расположен в п. Кача, в пределах ОК «ДСК «Арзу», его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, судебная коллегия считает, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок первоначальный собственник не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка №К-1, в связи с чем оснований расценивать его поведение как недобросовестное не имеется. Следует отметить, что у последующих приобретателей, в том числе у Подобашева В.В. не имелось оснований полагать, что земельный участок приобретен неправомерно и в дальнейшем.

Ссылки апеллянта на то, что Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, утверждённый 3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины №246 определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, не была завершена.

Учитывая изложенное, доказательства предоставления истцу                              в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных                в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка №К-1                             в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка №К-1 в материалах дела отсутствуют.

Ссылки апеллянта на то, что суд первой инстанции не обосновано пришел к выводу о недоказанности вхождения спорного земельного участка в состав земель военного городка №К-1, подлежат отклонению.

Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело №129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№№1-10). Земельный участок №1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.

На указанные земельные участки (№№1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.

Техническое дело №129 содержит координаты границ указанных земельных участков (№1-10), без отнесения земельных участков                              к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка №К-1. Информация о вхождении земельных участков №1-10, указанных в Техническом деле №129, в состав военного городка №К-1 отсутствует.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле №129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли                          в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2,              К-4)» согласно Приложению №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.

Ссылки на то, что границы и площадь земельного участка военного городка №К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не могут быть приняты во внимание.

Указанные истцом документы в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка №К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка №К-1.

Так, согласно приложению №2 к Соглашению, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача    с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Поскольку в приложении №2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно                  с площадью земельного участка военного городка №К-1.

Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП), в состав военного городка №К-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), поселок Кача (площадью 0,13 га), пос. Кача,                           ул. Первомайская (0,5588 га), пос. Кача, Качинское шоссе (площадью                     0,5531 и 0,5243 га), пос. Кача, ул. Авиаторов 13,16 (площадью 1137,87 га). Количество зданий и сооружений военного городка №К-1 указано 229.

Таким образом, перечень имущества военного городка №К-1 согласно приложению №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка №К-1, указанному в приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП.

Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела №129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок №1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке №1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.

В 1998 году войсковой частью 39052 Черноморского флота РФ по поручению городского управления земельных ресурсов были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ                   и площади земельного участка под объектом войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код земельного участка 129/1 в «Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании Черноморского флота                 в административных границах города Севастополя, для начисления земельного налога»). В результате проведенных работ установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код участка 129/1) составляет 1133,0594 га, площадь земельного участка под жилым фондом (жилой городок, без казарм и хозяйственно-парковой зоны) 24,6273 га. Учитывая изложенное, в «Контрольную ведомость по земельным участкам …» внесены изменения, участок 129/1 разбит на два участка: 1) земельный участок под служебными объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ (код участка 129/1) площадью 1108,4321 га, 2) земельный участок под жилым фондом (код участка 129/1а).

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка №К-1, использовавшегося ЧФ РФ как аэродром постоянного базирования Кача, не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела усматривается, что на момент согласования ДСК «Арзу» места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10,00 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, участок уже был освоен, использовался гражданами под огородничество более 20 лет, на участке имеются сети водопровода и электроснабжения.

Учитывая изложенное, довод апеллянта о том, что спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка №К-1, использовавшегося Черноморским флотом РФ как аэродром постоянного базирования Кача, подлежит отклонению.

Кроме того, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им.П.Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 ЧФ РФ на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.

Решением Севастопольского городского Совета №932 от 5 мая                 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК «Арзу».

Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в назначении по делу землеустроительной экспертизы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, является то, имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.

С учетом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.

Учитывая отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка №К-1 в натуре на местности                       и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела №129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 года), учитывая изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №75-р от              1995 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы в связи                             с нецелесообразностью.

По этим же основаниям в удовлетворении аналогичного ходатайства было отказано и судом апелляционной инстанции.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий:                     О.И. Жиляева

Судьи:                                Е.В. Балацкий

                                        В.Л. Радовиль

33-998/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Подобашев Виталий Викторович
Другие
Ташева Екатерина Михайловна
СНТ АРЗУ Лысак Анатолий Иванович
Кожевникова Наталья Викторовна
Локтионова Елена Петровна
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Правительство города Севастополя
Вишняков Сергей Викторович
Карпов Алексей Андреевич
Бородулина Алина анатольевна
Зотов Виталий Викторович
ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» МО РФ
Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Зинченко Тамара Ивановна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
26.02.2020Передача дела судье
30.03.2020Судебное заседание
04.06.2020Производство по делу возобновлено
08.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее