Решение по делу № 2а-3756/2019 от 30.08.2019

Дело № 2а-3756/19

76RS0014-01-2019-003239-10

Изготовлено 04.12.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

29 ноября 2019 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.

при секретаре Блохиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горячевой Веры Сергеевны к ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля о признании незаконным налогового требования,

установил:

Горячева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля, в котором просила признать недействительным требование № 14981 об уплате налога, сбора по состоянию на 05.03.2019г. и применять к ее объектам недвижимости – помещениям автостоянки, ставку налога 0,15 %, как к категории «машино-место, парковочное место».

В обоснование административных исковых требований указала, что является собственником двух парковочных мест в цокольном этаже жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии со свидетельствами о праве собственности, объектами права являются помещения автостоянки, однако налоговый орган применяет к данным объектам недвижимости налоговую ставку 0,5 %, как к объекту «иные строения и сооружения», тогда как налоговая ставка по машиноместам и проковочным местам составляет 0,15 %.

Жалоба административного истца, направленная в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области оставлена без удовлетворения. В ответе на жалобу указано, что на основании данных, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области внесены изменения в данные инспекции (корректировка вида собственности на «Иные помещения и сооружения») и произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2018 год.

Административный истец считает произведенный перерасчет налога противоречащим закону и нарушающим ее права, полагает что вид объекта недвижимости определяется его назначением. Автостоянка используется административным истцом для хранения личного автомобиля, в связи с чем при исчислении налога на имущество физических лиц должна быть применена налоговая ставка, установленная для объекта «машиноместо».

В судебном заседании административный истец Горячева В.С. административные исковые требования поддержала по доводам иска.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля по доверенности Борисюк К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения по доводам письменного отзыва на иск, в котором указано, что на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Горячева В.С. является собственником объектов налогообложения – 1/17 доли нежилых помещений цокольного этажа, расположенных по адресу: <адрес> при этом объект права поименован, как автостоянка. Налоговым органом производится начисление налога на имущество физических лиц по ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ на основании данных, представленных органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в отличие от объектов налогообложения вида «машино-место», объект с наименованием «автостоянка» не выделен в самостоятельный объект, в связи с чем относится к «прочим» объектам, действия налогового органа являются обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФНС России по Ярославской области Коноплева А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, указала, что действия налогового органа обоснованны, права и интересы истца не нарушают, поскольку согласно сведениям, содержащимся в Едином государственное реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект налогообложения является нежилым помещением, на который не может быть предоставлена льгота в соответствии со статьей 407 НК РФ, административный истец не лишена возможности обратиться в регистрирующие органы в целях уточнения сведений об объекте недвижимости или выделения доли в нежилом помещении и регистрации права собственности на машино-место.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области, надлежаще извещенное, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.401 НК РФ Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст.406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.2,3 ст.406 НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство определяет ставку налогообложения в зависимости от вида конкретного объекта недвижимости. В качестве отдельного объекта налогообложения объект «автостоянка», в отличие от объектов «гараж» и «машино-место» не выделен.

Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 407 НК Российской Федерации налоговая льгота предоставляется, в частности, в отношении гаража или машино-места.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющий понятия "машино-место", под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Таким образом, понятия «автостоянка», «гараж», «машино-место» не являются тождественными и представляют собой различные объекты налогообложения. Для объектов недвижимости «гараж», «машино-место» установлена льготная ставка налогообложения. Объект «автостоянка» в качестве отдельного объекта налогообложения не выделен, в связи с чем должен быть отнесен к «иным строениям, помещениям и сооружениям».

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается машино-местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в настоящей части. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления. Границы указанного в настоящей части объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данная норма закона нашла отражение в письме Министерства финансов РФ от 19.06.2018 года №БС-4-21/11702@ «О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении автостоянки», в котором пояснено, что для объектов с наименованием «автостоянка» допускается применять установленные главой 32 НК РФ условия налогообложения для вида объектов «машино-место», если сведения, полученные налоговым органом в соответствии со ст.85 НК РФ свидетельствуют о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики данного объекта в качестве машино-места» (например, вид или дополнительное наименование с указанием слов «Машино-место»).

Горячевой В.С. принадлежат на праве общей долевой собственности (1/17 доля) объекты недвижимого имущества – автостоянки (помещения цокольного этажа №№6,9,10 и ) расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора участия в долевом строительстве от 14.05.2008 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.12.2008г. и 29.12.2008г. Доля Горячевой В.С. в праве собственности на нежилое помещение не выделена и не значится в ЕГРП в качестве самостоятельного объекта недвижимости в качестве машино-места или гаража.

Сведения о том, что наименование указанных помещений - «машино-место» в ЕГРН отсутствуют. С соответствующими заявлениями в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимость, административный истец не обращалась. Надлежащих доказательств, подтверждающих, что Горячева В.С. является правообладателем объекта недвижимости «машино-место», материалы дела не содержат. В свидетельства о государственной регистрации права собственности Горячевой В.С. какие-либо изменения в части наименования объекта недвижимости с момента его внесения в ЕГРН (ранее – ГКН), не вносились.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Управлением Росреестра по Ярославской области представлены в налоговый орган актуальные сведения об объектах недвижимости, принадлежащих на праве общей долевой собственности Горячевой В.С.: автостоянка (помещения цокольного этажа №№6,9,10), которые правомерно отнесены административным ответчикам к «иным строениям, помещениям и сооружениям» с применением соответствующей ставки налогообложения.

Условием возникновения обязанности по уплате налога на имущество является наличие зарегистрированного права собственности, в отсутствие сведений о регистрации права собственности Горячевой В.С. на такой объект права как машино-место, следует прийти к выводу о том, что ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля правомерно произвела начисление налога на имущество, без предоставления налоговых льгот.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Горячевой Веры Сергеевны к ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля о признании незаконным налогового требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

О.А.Нувахова

2а-3756/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Горячева Вера Сергеевна
Ответчики
ИФНС Дзержинского района г. Ярославля
Другие
УФНС России по ЯО
Управление федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
30.08.2019Регистрация административного искового заявления
02.09.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2020Дело оформлено
13.07.2020Дело передано в архив
29.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее