УИД 58RS0028-01-2021-000606-83
№ 2-412/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кондоль «15» апреля 2021 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился с вышеназванным исковым заявлением в суд, указав, что прокуратурой Пензенского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области (далее МОБУ СОШ с.Старая Каменка), в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства перед входом в здание МОБУ СОШ с.Старая Каменка отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в школе могут пребывать не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ссылаясь на нормы закона, просил суд обязать МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области установить при входе в здание образовательной организации, расположенной по адресу: ул.Воробьевская, д.2/1, с.Старая Каменка, Пензенский район, Пензенская область, информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор Пензенского района Оникиенко Д.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменным заявлением представитель МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области директор Амякшина Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Заявленные требования прокурора признает.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определено, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона № 181-ФЗ).
Статья 14 Закона № 181-ФЗ определяет, что государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15 Закона № 181-ФЗ).На основании части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений закреплены в СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, при входах в здания массового помещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должны быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Одна должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Аналогичные требования законодательства закреплены в ведомственном Приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309, которым утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предусматривающих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам конкретных условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов является императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всех территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц. Число граждан, испытывающих трудности со зрением, постоянно изменчиво.
Прокуратурой Пензенского района в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства перед входом в здание МОБУ СОШ с.Старая Каменка отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Приведенные суду доказательства свидетельствуют о том, что выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в школе могут пребывать не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц, к МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению удовлетворить.
Обязать МОБУ СОШ с.Старая Каменка Пензенского района Пензенской области установить при входе в здание образовательной организации, расположенной по адресу: ул. Воробьевская, д.2/14, с.Старая Каменка, Пензенский район, Пензенская область информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 № 798/пр.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.
Председательствующий