Дело № 5-97/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Нерюнгри 04 февраля 2021 г.
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Козлова Владимира Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> гражданина <данные изъяты>, не работающего, женатого, не имеющего на иждивении детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
01.12.2020 инспектором ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Нерюнгринскосму району Санжеевым Б.В. составлен протокол № 318954, согласно которому 01.12.2020 в 15 час. 20 мин. Козлов В.П., в нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия), управлял автомобилем НИССАН КУБ, т/н №, осуществляя перевозку пассажира по маршруту пр. Дружбы Народов до ул. Сосновая, без маски.
В судебное заседание Козлов В.П. не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в частности определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 17.03.2020 № 1055 «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Саха (Якутия) с 17.03.2020 был введен режим повышенной готовности по противодействию распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 17.03.2020 № 1055 утратил силу с 02.07.2020 в связи с изданием Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 01.07.2020 № 1293 «О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режим повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) был сохранен.
Согласно пункту 4 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 01.07.2020 № 1293 граждане, проживающие (пребывающие) на территории Республики Саха (Якутия), обязаны соблюдать требования, установленные правилами поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия), утвержденными Указом Главы Республики Саха (Якутия).
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.04.2020 № 1143 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия) (далее – Правила поведения).
В соответствии с пунктом 2.2 Правил поведения граждане, за исключением проживающих на территориях населенных пунктов Республики Саха (Якутия), не имеющих круглогодичного автотранспортного сообщения, обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении во всех видах общественного транспорта и такси, на закрытых парковках, в лифтах, а также при посещении: аптек и аптечных пунктов, помещений (площадей) объектов торговли, других организаций, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения, деятельность которых не приостановлена; органов государственной власти и местного самоуправления; зданий, строений, сооружений транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные вокзалы, речные вокзалы, аэропорты, остановки всех видов транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения); иных общественных мест и мест массового пребывания людей, а также на открытом воздухе при скоплении более 10 человек.
В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что за нарушение требования о соблюдении масочного режима при нахождении в автомобиле гражданин может быть привлечен к административной ответственности в том случае, если указанные нарушения допущены им при нахождении в общественном транспорте или в такси. Указанные нормативно-правовые акты не возлагают на граждан обязанность по соблюдению масочного режима при нахождении в иных видах транспорта, не относящихся к такси или общественному транспорту.
Разрешая вопрос о наличии или отсутствии в действиях Козлова В.П, состава административного правонарушения, предусмотренного, частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, суд исходит из того, что по смыслу статей 26.1 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, по сути, формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении судебные инстанции могут рассмотреть дело об административном правонарушении только в пределах объема, вмененного в протоколе административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Козлову В.П. вменяется в вину факт управления транспортным средством НИССАН КУБ, г/н № и перевозка пассажира по маршруту пр. Дружбы Народов до ул. Сосновая, без маски.
Однако ни в самом протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела об административном правонарушении не указано, что Козлов В.П. управлял автомобилем, являющимся такси, принимая во внимание, что данный вид деятельности регулируется нормативными правовыми актами и может осуществляться только при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отсутствуют также сведения о том, что Козлов В.П. осуществлял управление автомобилем, который относится к категории общественного транспорта.
При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Следовательно, указание в протоколе об административном правонарушении на то, что Козлов В.П. осуществлял перевозку пассажира, само по себе, не означает, что автомобиль, которым управлял Козлов В.П., являлся такси или общественным транспортом. Перевозка пассажира может осуществляться в любых видах транспорта, предназначенных для этого, в том числе находящихся в частной собственности и используемых для личных целей.
В отсутствие же в протоколе об административном правонарушении и в материалах дела прямого указания на то, что Козлов В.П. управлял транспортным средством, относящимся к общественном транспорту или такси, исключает возможность привлечения Козлова В.П. к ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, так как судья не имеет права самостоятельно прийти к указанному выводу. Постановление по делу об административном правонарушении не может основываться только на предположениях судьи о наличии соответствующих обстоятельств, а должно основываться на доказательствах, подтверждающих наличие таких обстоятельств.
Указанные недостатки протокола об административном правонарушении и иных материалов дела не могут быть устранены судьей при рассмотрении дела. При этом определением от 24.12.2020 настоящий протокол уже возвращался должностному лицу для устранения вышеперечисленных недостатков, однако был вновь предоставлен в суд без каких-либо изменений и исправлений.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьям 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, путем вынесения мотивированного постановления по делу.
В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
При этом суд приходит к выводу о том, что событие, изложенное должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, не может повлечь за собой наступление административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, так как в действиях Козлова В.П. отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Козлова Владимира Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья В.Г. Ткачев