Дело №2а - 955/2021
УИД 21RS0006-01-2021-001330-02
Решение
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой И.В.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Васильева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, возложении обязанности заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,
установил:
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, возложении обязанности заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что проверкой соблюдения администрацией Среднекибечского сельского поселения Канашского района законодательства в сфере охраны здоровья и здоровья граждан установлено, что администрацией поселения в нарушение требования Закона РФ от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике», Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 11 марта 2020 года №102, не заключен контракт (договор) с исполнителем мероприятий (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) по организации отлова безнадзорных животных на территории Ачакасинского сельского поселения, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Васильев А.А. требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - глава Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Максимов В.М. иск прокурора не признал, пояснив, что бездомных собак на территории сельского поселения нет.
Представитель административного ответчика - администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики адвокат Хайнус В.И. иск прокурора также не признал.
Суд, выслушав прокурора, пояснения представителей административного ответчика Максимова В.М. и адвоката Хайнус В.И., изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 2 этого же Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП № 3.1.7.2667-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54 (далее - СП № 3.1.7.2667-10), в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включается регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства.
Пунктом 9.5 СП № 3.1.7.2667-10 предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
Согласно подпунктам 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществления полномочий в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
Пунктом 7 статьи 18 Закона Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ч.2 ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять данными полномочиями органы местного самоуправления.
Пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Аналогичное право органов местного самоуправления сельских поселений предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 8.1 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (п. 5 ч. 4 ст. 1).
Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно п.п. 1.3, 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2020 года № 102, организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган).
Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из изложенного следует, что проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к мероприятиям по благоустройству территории поселений.
Судом установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения администрацией Среднекибечского сельского поселения Канашского района законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан установлено, что вопреки данным требованиям законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией указанного сельского поселения не заключен контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка, о чем составлена справка (л.д.6-8).
Поскольку безнадзорные животные являются носителями и распространителями инфекционных болезней, мероприятия по отлову безнадзорных домашних животных относятся к санитарно-эпидемиологическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней.
Таким образом, в силу действующего законодательства на администрацию Среднекибечского сельского поселения возложены обязанности по решению вопросов местного значения в части организации благоустройства, обеспечению санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
Как установлено судом, в нарушение вышеприведенных правовых норм администрация Среднекибечского сельского поселения не определила порядок отлова безнадзорных животных, не заключила договор со специализированной организацией на отлов бродячих собак.
В судебном заседании глава сельского поселения Максимов В.М. показал, что на территории сельского поселения животных без владельцев не имеется.
Между тем, заключение договора на отлов и содержание безнадзорных животных требует время, а животные без владельцев могут появиться в любое время.
Поэтому заявленные доводы представителя ответчика судом отклоняются как несостоятельные.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Среднекибечского сельского поселения Канашского района своих полномочий по исполнению требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики,
Возложить на администрацию Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заключить контракт (договор) с уполномоченными органами по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Среднекибечского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено 15 июля 2021 года.