Судья Ветрова С.В. Дело № 33а-2181
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«26» октября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Демьяновой Н.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе директора Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля» Федорова Вадима Анатольевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 июня 2016 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о ликвидации Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля».
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского кремля» Федоровой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Хрящевой Е.Ю., представителя Костромской епархии Русской Православной церкви и Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви Гарановой Е.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Костромской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля» о ликвидации.
Требования мотивировал тем, что Некоммерческая организация «Фонд возрождения Костромского Кремля» (далее именуемый - Фонд) зарегистрирована 3 апреля 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области. 11 апреля 2013 года запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1134400000283. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом Фонда юридическим и фактическим адресом места нахождения ответчика является: г. Кострома, ул. Чайковского, д.8. Прокуратурой области по обращению Костромской епархии Русской Православной Церкви проведена проверка законности создания Фонда. Проведенной проверкой установлено, что при создании Фонда были допущены существенные нарушения федерального законодательства, являющиеся основанием для его ликвидации. В частности, установлено, что решение о создании Фонда принято неуполномоченным лицом. Так, в соответствии с п. 1.1, 1.5 Устава Фонда возрождения Костромского Кремля Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов, и преследующей благотворительные или иные общественно полезные цели, учредителем которого является Местная православная религиозная организация Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви (далее - Приход). В соответствии с п. 3.2 Устава Приход вправе с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея создавать юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). В силу п. 4.1 Устава органами управления Прихода являются: Епархиальный архиерей, настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, Председатель Приходского совета. В соответствии с п. 8.6 Устава решение о создании Приходом коммерческих (некоммерческих) организаций принимается с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея Приходским советом, в состав которого входят Настоятель, его помощник (церковный староста) и казначей (п. 8.1 Устава). В нарушение указанных положений Устава решение о создании Фонда № 1 от 7 марта 2013 года было принято настоятелем Прихода - игуменом Димитрием Нетесиным, который признал себя единственным учредителем Фонда и подписал указанное решение. Вместе с тем, такими полномочиями настоятель Прихода, являющийся Председателем Приходского совета, не обладает. Таким образом, создание Фонда совершено с нарушениями установленной Уставом Прихода процедуры и является незаконным. В настоящее время данное нарушение не может быть устранено.
Кроме того, при создании Фонда нарушено положение пункта 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент учреждения Фонда), согласно которой фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Таким образом, организационно-правовая форма фонда не предусматривает членства и собрания участников как высшего органа. Учредители фонда, создавшие его и внесшие имущественные вклады, зафиксированные в ЕГРЮЛ, не могут ставиться в равное положение с иными лицами. При учреждении Фонда возрождения Костромского Кремля и принятии его Устава следовало руководствоваться приведенными нормами, имеющими императивный характер.
В настоящее время Фонд не имеет имущества, денежных средств, необходимых для осуществления основных уставных целей, что также является основанием для его ликвидации. В соответствии со ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для выполнения общественно полезных задач. Фонд, являясь юридическим лицом, обладает специальной, целевой правоспособностью, так как его деятельность обусловлена некоммерческим характером и формулируется с учетом его целей, а именно общественно полезных целей. В соответствии с п. 2.1 Устава основными целями Фонда являются: воссоздание памятника архитектуры и культуры - Костромского Кремля; возрождение национальных культурных и религиозных православных ценностей и традиций; содействие и поддержка Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви в осуществлении ее уставной деятельности. Для достижения указанных целей Фонд осуществляет следующие виды деятельности: проведение художественных, благотворительных, просветительских и иных конкурсов; предоставление финансовой помощи Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви; организация и финансирование деятельности, направленной на восстановление, реставрацию, строительство и иные работы в отношении Кремля; строительство и реставрация храмов и историко-архитектурных памятников; проведение лекций, семинаров; издание книг, брошюр, буклетов, журналов и т.д. По сведениям, полученным из УФНС России по Костромской области, фактическая финансовая деятельность фондом не осуществляется, Фонд не имеет имущества и денежных средств, необходимых для осуществления предусмотренных Уставом целей.
Руководствуясь п. 1.1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 39, 125, 262-265 КАС РФ, административный истец просил ликвидировать Некоммерческую организацию «Фонд возрождения Костромского Кремля», назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) для ликвидации Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля», возложить обязанности по ликвидации на учредителя Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского кремля».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Местная православная религиозная организация Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской Епархии Русской Православной Церкви, Костромская епархия Русской Православной Церкви, Управление Минюста России по Костромской области, УФНС России по Костромской области, ИФНС России по г. Костроме.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 14 июня 2016 года ликвидирована Некоммерческая организация «Фонд возрождения Костромского Кремля», на учредителя - Местную православную религиозную организацию Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской Епархии Русской Православной Церкви возложена обязанность по ликвидации Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля».
В апелляционной жалобе директор Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля» Федоров В.А. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ. Обосновывая жалобу, ссылается на следующие обстоятельства. В силу ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» прокурор не обладает полномочиями на подачу заявлений о ликвидации некоммерческих организаций, созданных в виде фондов, дело рассмотрено с нарушением компетенции, конституционные права Фонда нарушены. Приведенные в законе основания для ликвидации Фонда по делу не установлены, судом неправомерно применены общие положения для ликвидации юридических лиц, тогда как в силу ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для ликвидации Фонда могло быть лишь нарушение прав заинтересованных лиц. Судом не применены положения ст. 14 названного Закона. Нарушено право ответчика на участие в судебном заседании, заявленное ходатайство (с приложением документов об объективной невозможности явки представителя Фонда в судебное заседание) было отклонено. Суд принял решение без участия ответчика, не дав возможность представителю Фонда представить документы, о которых суд был уведомлен ранее. Согласно документам, которые административный ответчик намеревался представить в судебное заседание, на учреждение Фонда имелось благословение епархиального архиерея Алексия. Неустранимых нарушений при создании Фонда не имелось. Решение суда нарушает имущественные права граждан, вложивших свое имущество в целях деятельности фонда. В соответствии с решением № 1 от 07.03.2013 года единственный учредитель Фонда возрождения Костромского Кремля Местная православная религиозная организация Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви принял решение о создании Фонда возрождения Костромского Кремля. Указанное решение подписано единоличным исполнительным органом Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви - настоятелем игуменом Димитрием (Нетесиным Дмитрием Васильевичем). В соответствии с разделом 6 Устава Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви настоятель является единоличным исполнительным органом религиозной организации. Полномочия Нетесина Д.В. в качестве настоятеля подтверждаются указом Управляющего Костромской епархии № 2227/161-у от 20.04.2010 года и распоряжением Управляющего Костромской епархии № 2228/89-р от 20.04.2010 года. В соответствии с п. 8.6 Устава Прихода Приходской совет принимает с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея решение о создании Приходом коммерческих (некоммерческих) организаций. Протоколом заседания Приходского Совета Местной православной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви от 10.01.2013 года с благословением Архиепископа Костромского и Галичского Алексия от 02.11.2012 года принято решение о государственной регистрации Фонда возрождения Костромского Кремля. О благословении Епархиального архиерея в адрес игумена Димитрия (Нетесина) направлено письмо заведующей канцелярией Костромской Епархии Осиповой Е.П. Поскольку пунктом 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в состав документов для государственной регистрации некоммерческой организации входит решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов, настоятелем Прихода было оформлено соответствующее решение, которое направлено в регистрирующий орган. Довод о нарушении установленной Уставом Прихода процедуры является необоснованным и незаконным, так как все необходимые документы имеются, формальности соблюдены. При оценке Протокола заседания Приходского Совета Местной православной религиозной организации Успенского собора г. Костромы от 10.01.2013 года суд указал, что рассмотрение вопроса о создании Фонда, принятие решения о государственной регистрации Фонда, «не означает принятие решения о создании Фонда». Данный вывод суда является субъективным и необоснованным. Иных целей, кроме как решения о создании Фонда, сбора документов для государственной регистрации у Приходского совета не было. Отсутствие вышеуказанного протокола в описи передаваемых документов не означает факт отсутствия существования протокола. В пояснениях начальника управления Минюста России по Костромской области указано, что орган государственной власти не вправе требовать иные документы, не предусмотренные законом, именно поэтому протокол не передавался в регистрирующий орган, а хранился в Фонде.
В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурор Костромской области Хрящева Е.Ю., руководитель УФНС России по Костромской области Афанасьев А.Е. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Минюста России по Костромской области, УФНС России по Костромской области, ИФНС России по г. Костроме, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Представитель ИФНС России по г. Костроме Точиева Э.Р. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В суде апелляционной инстанции представитель Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского кремля» Федорова С.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Помощник прокурора Костромской области Хрящева Е.Ю., представитель Костромской епархии Русской Православной церкви и Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собораг. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви Гаранова Е.П. считали решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В силу пункта 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом (пункт 1.1 статьи 18 Закона).
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 статьи 18 Закона).
Разрешая административный иск о ликвидации Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации указанной организации.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 3 апреля 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области принято решение о государственной регистрации создания Фонда возрождения Костромского Кремля,
11 апреля 2013 года сведения об образовании юридического лица - Фонда возрождения Костромского Кремля внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1134400000283.
Учредителем Фонда является Местная православная организация Прихода Успенского Собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви.
На основании пункта 8.6 Устава Местной православной религиозной организации Прихода Успенского Собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви решение о создании Приходом коммерческих (некоммерческих) организаций, а также об участии Прихода в деятельности коммерческих организаций с письменного разрешения (благословения) Епархиального архиерея принимает Приходской совет в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 8.1 Устава Местной православной религиозной организации Прихода Успенского Собора г. Костромы Костромской епархии Русской Православной Церкви в состав Приходского совета входят Настоятель, его помощник (церковный староста) и казначей.
Судом установлено, что решение о создании Фонда № 1 от 7 марта 2013 года принято неуполномоченным на то лицом: настоятелем Прихода - игуменом Димитрием Нетесиным.
Допустимых доказательств принятия решения о создании Фонда уполномоченным органом - Приходским советом в материалах дела не имеется.
Представленный в суд первой инстанции протокол заседания Приходского совета от 10 января 2013 года, в котором указано на принятие решения о подготовке необходимых документов в проведении государственной регистрации Фонда Костромского Кремля в течение двух месяцев со дня настоящего заседания, не содержит сведений о принятии Приходским советом решения о создании Фонда возрождения Костромского Кремля, в связи с чем суд обоснованно не принял данный протокол в качестве доказательства соблюдения процедуры принятия решения о создании Фонда.
Поскольку судом установлено неустранимое нарушение требований закона при создании Фонда, вывод суда о наличии оснований для ликвидации Фонда, предусмотренных в подпункте 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать правильным.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава Фонда Фонд возрождения Костромского Кремля является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов, и преследующая благотворительные или иные общественно полезные цели.
Основными целями Фонда являются: воссоздание памятника архитектуры и культуры XVI - XVII в.в. - Костромского Кремля; возрождение национальных культурных и религиозных православных ценностей и традиций; содействие и поддержка Местной православной религиозной организации Прихода Успенского собора г. Костромы Костромской Епархии Русской Православной Церкви в осуществлении ее уставной деятельности.
Судом установлено, что в настоящее время проект «Воссоздание храмового комплекса Костромского Кремля» осуществляется Костромской епархией Русской Православной Церкви на основании распоряжения администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года № 253-а, заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, выданного Костромской епархии, соглашения о намерениях от 24 февраля 2016 года между Костромской епархией, строительной компанией «Корпорация ВИТ», градостроительного плана земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 26 ноября 2013 года, заключенного между департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и Костромской епархией.
Таким образом, одна из основных целей уставной деятельности Фонда - воссоздание Костромского Кремля не может быть достигнута, что также является основанием для ликвидации Фонда в силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Доводы апелляционной жалобы выводы суда о необходимости ликвидации Фонда не опровергают, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, к чему судебная коллегия оснований не усматривает, так как доказательства, представленные сторонами, оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты оценки доказательств отражены в судебном решении.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление настоящего иска является необоснованным.
Полномочия прокурора на предъявление исков о ликвидации некоммерческой организации предусмотрены в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (пункт 1.1. статьи 18).
Довод апелляционной жалобы о том, что, рассмотрев административное дело в отсутствие административного ответчика и его представителя, суд нарушил процессуальные права заявителя, не состоятелен.
Согласно части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей рассмотрение дел, в том числе, о ликвидации некоммерческой организации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика и его представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит безусловной отмене лишь в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ходатайство представителя административного ответчика об отложении рассмотрения дела разрешено судом с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, а также отсутствия доказательств невозможности явки в судебное заседание представителей административного ответчика.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Некоммерческой организации «Фонд возрождения Костромского Кремля» Федорова Вадима Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи