Судья Кузнецов А.А. № 2а-195/20192 декабря 2020 года
Докладчик Калашникова А.В. № 33а-7170/2020город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Архангельский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калашниковой А.В., рассмотрев частную жалобу начальника – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на определение Онежского городского суда Архангельской области от 9 октября 2020 года,
установил:
администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23 сентября 2020 года.
В обоснование заявления указано, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 23 апреля 2019 года на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района. Решение суда вступило в законную силу 24 мая 2019 года. На основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем 27 июля 2020 года возбуждено исполнительное производство №-ИП.В связи с неисполнением должником решения суда постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23 сентября 2020 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Просит снизить размер исполнительского сбора, поскольку должником принимаются необходимые меры к исполнению решения суда, в частности,подготовлены документы для внесения изменений в Устав МУП «Покровская РК» с целью наделения его полномочиями для оказания гарантированных перечней услуг по погребению на территориях общественных кладбищ указанных в решении суда муниципальных образований. Кроме того, неисполнение решения суда не повлекло за собой никаких отрицательных последствий, жалоб и обращений граждан по вопросам оказания похоронных услуг не поступало.
Определением Онежского городского суда Архангельской области от 9 октября 2020 года заявление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» удовлетворено, размер исполнительского сбора уменьшен до 37 500 руб.
С данным судебным постановлениемне согласился начальник – старший судебный пристав отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Харюшин А.В. В частной жалобе просит определение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на законность постановления о взыскании исполнительского сбора, отсутствие оснований для уменьшения его размера. Ссылается на то, что объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда, должником не представлено.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данная частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы и представленные суду материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2017 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Право должника в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2017 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27 июля 2020 года возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании вступившего в законную силу решения Онежского городского суда Архангельской области от 23 апреля 2019 года по административному делу № 2а-195/2019, которымна администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района.
В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23 сентября 2020 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Разрешая заявленное должником требование об уменьшении размера исполнительского сбора, суд первой инстанции учел совершениедолжником действий, направленных на исполнение судебного акта, положения бюджетного законодательства, статус должника – органа местного самоуправления, в связи с чем уменьшил на четверть размер исполнительского сбора, взысканного с должника.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
В силу части 7 статьи 112Федерального закона от 2 октября 2017 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, для удовлетворения заявления о снижении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства.
Доводы частной жалобы об отсутствии оснований, предусмотренных гражданским законодательством для освобождения от ответственности за нарушение обязательств, не влияют на законность оспариваемого судебного постановления, поскольку предметом рассмотрения в суд являлось заявление должника об уменьшении размера исполнительского сбора, а не освобождении от его уплаты.
При рассмотрении заявления суд учел степень вины должника в неисполнении обязательств, возложенных на него решением суда, а также принял во внимание принимаемые должником меры для исполнения судебного акта, период времени, прошедший с даты вступления решения суда в законную силу.
Ссылка на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора не оспорено, в связи с чем является законным, не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта. С учетом приведенных выше положений закона уменьшение размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным.
При рассмотрении заявления должника об уменьшении исполнительского сбора судом первой инстанции дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела. Оснований для иной оценки указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, в связи с чем суд апелляционной инстанциине находит оснований для отмены определения.
Руководствуясь частью 6 статьи 29, статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Онежского городского суда Архангельской области от 9 октября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу начальника – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший определение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья А.В. Калашникова