Решение по делу № 2-3282/2015 от 06.05.2015

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-3676/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лазаревой М.И., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Департаменту координации строительства и перспективного развития <адрес> о признании незаконным решения об истребовании документа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал, что является инвалидом второй группы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент координации строительства и перспективного развития <адрес> (далее – ДКС и ПР) с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке в собственность без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Письмом ДКСиПР от ДД.ММ.ГГГГ у заявителя истребован документ о подтверждении его нуждаемости в улучшении жилищных условий для продолжения проведения мероприятий по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 61:44:0062325:233, расположенного по адресу: <адрес>.

Полагая указанное решение ДКС и ПР нарушающим права и законные интересы, а также несоответствующим положениям ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», ФИО1 просил суд признать незаконным решение ДКС и ПР об истребовании документа о подтверждении его нуждаемости в улучшении жилищных условий и обязать ДКСиПР продолжить мероприятия по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ФИО1ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требований поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ДКС и ПР ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил отказать.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр.

В соответствии со ст. 46 Устава <адрес> (принят решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 211) управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды и передачи по концессионным соглашениям объектов муниципальной собственности; принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности в соответствии с порядком и условиями, установленными городской Думой, отнесено к исполнительно-распорядительным полномочиям Администрации <адрес>.

Согласно п. 2.3. Положения о Департаменте (утв. Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 138), им организуется работа по застройке новых микрорайонов, подготовке земельных участков для реализации на аукционах (пп. 15), оказываются меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, военнослужащих (пп. 16); осуществляются мероприятия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан (пп. 23).

Из п. 3 Регламента предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (утв. Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 801) следует, что ДКСиПР осуществляет регистрацию, учет и рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а при наличии оснований уведомляет заявителя о мотивированном отказе в предоставлении земельного участка.

Таким образом, Департамент является уполномоченным органом местного самоуправления на совершение действий по принятию и рассмотрению заявлений от граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Согласно установленному Регламентом порядку рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в ДКСиПР подается заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в котором заявителем указываются: цель использования участка; испрашиваемое право, на котором предполагается получение участка (собственность либо аренда); площадь и местоположение земельного участка (п. 2.1. Регламента).

К заявлению прилагаются:

а) копия паспорта;

б) документы, содержащие сведения о признании в установленном порядке гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (выписка из постановления главы <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий), в случае обращения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы;

в) копии документов, подтверждающих статус ФИО2, Героя Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы, ФИО3, полного кавалера ордена Трудовой Славы (при наличии);

г) копия удостоверения, подтверждающего статус инвалида (при наличии);

д) документ, подтверждающий наличие перенесенного заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или документ инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы либо подтверждение эвакуации из зоны проживания вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

е) документ, подтверждающий право на получение мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

ж) доверенность, заверенная нотариально, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости).

В соответствии с п. 4 Регламента в случае, если на момент обращения гражданина в распоряжении органов местного самоуправления имеется свободный сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, отвечающий указанным в заявлении параметрам, ДКСиПР принимается решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права аренды данного земельного участка.

При отсутствии такого земельного участка ДКСиПР предпринимает меры к формированию участка и постановке его на кадастровый учет совместно с Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес>, Департаментом имущественно-земельных отношений <адрес> и <адрес> (по месту нахождения земельного участка) с целью проведения в дальнейшем также аукциона по продаже земельного участка или права аренды земельного участка заявителю (п.п. 5, 6, 8 Регламента).

Одно из исключений из указанного порядка предоставления земельного участка посредством аукциона установлено в п. 15 Регламента, согласно которому решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона платно (реализация первоочередного (внеочередного) права) в аренду или в собственность инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гражданам, эвакуированным (переселенным) из зоны отчуждения, и гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, принимается в форме правового акта Администрации города.

Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ – 2013 № 1508385. инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ г..10.2013

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ДКСиПР с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>, приложив копию паспорта, схему расположения земельного участка и копию удостоверения, подтверждающего статус инвалида.

В связи с отсутствием сформированного земельного участка ДКСиПР в соответствии с требованиями Регламента был направлен запрос в ДАиГ о возможности формирования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома. Пакет документов для дальнейшего рассмотрения, в том числе кадастровый паспорт земельного участка с к/н 61:44:0062325:233, был получен Департаментом 07.07.2014.

В дальнейшем Департаментом были получены сведения о наличии/отсутствии каких-либо прав или обременений в отношении испрашиваемого земельного участка, направлен запрос в ДИЗО для проведения мероприятий по оценке рыночной стоимости права пользования на условиях аренды в течение одного года.

С получением истребованных материалов ДКСиПР начал подготовку к выпуску постановления Администрации города о предоставлении земельного участка заявителю.

Между тем, среди имевшихся в распоряжении Департамента сведений отсутствовала информация о наличии у заявителя статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, что является юридически значимым обстоятельством при выборе способа приобретения прав на земельный участок - на торгах либо без их проведения.

В связи с этим, с целью избежать необоснованного направления материалов на проведение торгов по реализации земельного участка и возможного нарушения права первоочередного приобретения, Департаментом в оспариваемом письме от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было предложено самостоятельно предоставить документы, подтверждающие наличие у него статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При этом было указано, что в случае не предоставления такого документа земельный участок будет реализован в общем порядке, т.е. без учета права на первоочередное предоставление.

При таких обстоятельствах, ДКСиПР, соблюдая установленный нормативно­правовыми актами порядок предоставления земельных участков, при отсутствии сведений о наличии у заявителя статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий и, соответственно, права на предоставление земельного участка в первоочередном порядке, предусмотренном п. 15 Регламента, направил заявителю оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 59-35/1604.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем в рамках настоящего дела решение ДКСиПР об истребовании у ФИО1 документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий, положениям ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», не противоречит, а также соответствует требованиям Регламента предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденного Постановлением Мэра <адрес> н/Д от ДД.ММ.ГГГГ N 801 (ред. от 18.02.2014), следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Принимая во внимание, что ФИО1 обратился в ДКСиПР с заявлением о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке, обозначив свой статус инвалида, ДКСиПР правомерно, руководствуясь положениями действующего законодательства, предложил ФИО1 подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в настоящее время ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не отказано, следовательно, у суда не имеется оснований полагать, что права и законные интересы ФИО1, как инвалида, на первоочередное предоставление земельного участка, нарушены.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ФИО1 к Департаменту координации строительства и перспективного развития <адрес> о признании незаконным решения об истребовании документа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

2-3282/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Караченцева М.Б.
Караченцев А.Б.
Караченцева М.Н.
Другие
УФС Росреестра РО
ТУ Росимущества РО
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
06.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2015Передача материалов судье
08.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2015Подготовка дела (собеседование)
14.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2015Судебное заседание
02.06.2015Судебное заседание
05.06.2015Дело присоединено к другому делу
05.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее