Решение по делу № 2-825/2022 от 07.09.2022

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2022 года                                                                                 г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лебедко К.В.,

с участием:

представителя истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» Гаас Т.А.,

ответчика Белова В.А., его представителя Куприенко И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юленковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Белову Владимиру Алексеевичу о взыскании суммы государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к Белову В.А. о взыскании суммы государственной социальной помощи.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года на основании заявления Белова В.А. о назначении государственной социальной помощи по мероприятию «По осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» (деятельность по предоставлению услуг ремонта автомобилей) с Беловым В.А. заключен социальный контракт № сроком на 12 месяцев. Согласно социальному контракту Белову В.А. предоставлена единовременная выплата в размере 250 000 руб. для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно разработанной программы социальной адаптации Белову В.А. необходимо было выполнить перечень мероприятий с установленным сроком исполнения и целевым расходованием денежных средств на приобретение оборудования, заявленного получателем. Ответчиком ежемесячно предоставлялся отчет о выполнении мероприятий за период ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Ответчик до ДД.ММ.ГГГГ года должен был предоставить отчет за май 2022 года, однако отчет им предоставлен не был. В адрес Белова В.А. ДД.ММ.ГГГГ года было направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи, уведомление о переплате от ДД.ММ.ГГГГ года и возврате полученных денежных средств в размере 250 000 рублей, однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика, не поступили.

В связи с этим просит взыскать с Белова В.А. незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 250 000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 5 700 рублей.

В судебном заседание представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» Гаас Т.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года) поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Белов В.А., его представитель Куприенко И.Н. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Суду пояснили, что предоставленные государством денежные средства израсходованы по целевому назначению, а не предоставление отчета, не является основанием для расторжения социального контракта. Кроме того указали, что истцом не соблюден претензионный порядок, а также решение, уведомление о расторжении социального контракта ответчик не получал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит следующим выводам.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 11 к Подпрограмме.

В соответствии с подпунктом 3 выше указанного Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении №11 к подпрограмме. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (Пункт 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).

В силу пункта 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.

В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Беловым В.А. заключен социальный контракт № , согласно которого ответчику предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 250 000 руб. (<данные изъяты>

Денежные средства переведены на расчетный счет Белова В.А. № в ПАО Сбербанк России <данные изъяты>

В силу пп. 13 п. 4.1 социального контракта заявитель обязан представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложения № 2 к настоящему социальному контракту лично, либо посредством почтового отправления либо направлен6ия в электронном формате с использованием федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг.

На основании пп. 4 п. 3.2.2 социального контракта КГКУ «Управление социальной защиты населения» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки.

Пунктом 6.1 социального контракта ответственность сторон за нарушение взятых по настоящему контракту обязательств в соответствии с действующим законодательством.

За период с ДД.ММ.ГГГГ г. Белов В.А. ежемесячно предоставлял отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. Территориальным отделением принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи Белову В.А. и расторжении социального контракта в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГГГ г. по причине не выполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки, не представления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации <данные изъяты>

Так, ответчик Белов В.В. в нарушение п. 4.1 социального контракта не предоставил в территориальное отделение ежемесячную отчетность о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации за май 2022 года.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит подлежащими удовлетворению требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с Белова В.В. необоснованно полученной единовременной финансовой помощи в размере 250 000 руб., поскольку последний при заключении социального контракта был предупрежден об ответственности за нарушение обязательств, не представил ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

Доводы стороны ответчика о несоблюдении претензионного порядка судом отклоняются, поскольку уведомление о необходимости возврата денежных средств, вместе с уведомлением о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта было направлено в адрес Белова В.А. ДД.ММ.ГГГГ г., возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку ответчик Белов В.А. нарушил условия предоставления государственной помощи, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма вышеуказанной государственной социальной помощи в размере 250 000 руб.

Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ с Белова В.А. подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 700 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Белову Владимиру Алексеевичу о взыскании суммы государственной социальной помощи – удовлетворить.

Взыскать с Белова Владимира Алексеевича <данные изъяты> в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ОГРН 1142468053683, ИНН/КПП 2466276463/246601001) сумму государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей, возврат государственной пошлины в размере 5 700 руб., а всего 255 700 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                К.В. Лебедко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-825/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Белов Владимир Алексеевич
Другие
адвокат Красноярской краевой коллегии адвокатом "СоветниЪ" Куприенко Игорь Николаевич
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Лебедко К.В.
Дело на странице суда
ribinsk.krk.sudrf.ru
07.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2022Передача материалов судье
13.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее