Решение по делу № 2-2286/2023 от 04.07.2023

                                      50RS0010-01-2023-001204-57

Дело № 2а-2286/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2023 года              г.о. Балашиха

                Московская область

Железнодорожный городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Артемовой Е.В.,

с участием административного истца Мамедовой Л.М.,

представителя административного ответчика Хрулевой Е.А.,

при секретаре Абгарян М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамедовой Людмилы Михайловны к МУ МВД России «Балашихинское» Московской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, об обязании осуществить регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

Мамедова Л.М. обратилась в суд с административным иском к МУ МВД России «Балашихинское» Московской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, об обязании осуществить регистрацию, указав, что Мамедова Людмила Михайловна является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. Совместно с ней нанимателями также являются ФИО16., ФИО12, Первушина А.А. Она обратилась в МФЦ для регистрации по месту жительства. После принятия документов на регистрацию, ей сказали, что скорее всего придет отказ, так как надо согласие на регистрацию всех совершеннолетних совместно проживающих граждан, а именно ФИО8, ФИО12, Первушина А.А. Бывший супруг ФИО8 не против регистрации, также младшая дочь ФИО12 не против ее регистрации. Получить согласие от старшей дочери Первушиной А.А. не удалось, у нее постоянно отговорки и причины, почему она не может подойти в МФЦ и подписать согласие на регистрацию. Также нет возможности получить согласие от совершеннолетнего сына Первушиной А.А. - ФИО4 (ее внука), так как нет данных о его местонахождении в данное время. Ранее внук находился в детском доме, он не проживает с ними с 2014 года, по причине отказа матери от него. Местонахождение внука неизвестно.

С учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отказе регистрации по месту жительства; обязать устранить допущенное нарушение ее прав путем регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>

Административный истец Мамедова Л.М. в судебном заседании полностью поддержала доводы, изложенные в административном иске. Суду пояснила, что в настоящее время она проживает в спорной квартире. Ею был представлен полный пакет документов, необходимый для регистрации по месту жительства. Однако, в регистрации по месту жительства ей было отказано, ввиду отсутствия согласия на регистрацию совершеннолетних совместно проживающих граждан. Бывший супруг ФИО8 не против ее регистрации в спорной квартире, также младшая дочь Шерстникова (ФИО15) А.А. не против ее регистрации по месту жительства. Получить согласие от старшей дочери Первушиной А.А. не удалось. Также нет возможности получить согласие от совершеннолетнего сына Первушиной А.А. - ФИО4 (ее внука), так как местонахождение внука ФИО4 неизвестно. Просила уточненный административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МУ МВД России «Балашихинское» Московской области Хрулева Е.А. в судебном заседании представила отзыв на иск, согласно которому пояснила, что исковые требования не признает. В случае получения Мамедовой Людмилой Михайловной согласия в письменной форме членов своей семьи о вселении в занимаемое ими жилое помещение по договору социального найма и обращения с данными документами в отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское», беспрепятственно будет принято решение об осуществлении регистрации Мамедовой Людмилы Михайловны по вышеуказанному адресу. В данном случае при принятии судом решения о признании незаконным отказа в предоставлении согласия членов семьи на постановку на регистрационный учет Мамедовой Людмилы Михайловны в жилое помещение по адресу: <адрес>, отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» беспрепятственно будет принято решение об осуществлении регистрации Мамедовой Людмилы Михайловны по вышеуказанному адресу. Доказательств незаконности действий подразделения по вопросам миграции, а также причинно-следственной связи между законными действиями подразделения по вопросам миграции и возможно наступившими для истца неблагоприятными последствиями, истцом не представлено, в связи с чем, просила административный иск оставить без удовлетворения в полном объеме.

Представитель третьего лица Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение, в числе прочих, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Аналогичные правила распространяются на рассмотрение административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом апелляционной инстанции.

Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека установлено право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом.

В соответствии с положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3). Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4).

Исходя из указанных положений закона бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающие в жилом помещении, сохраняют право пользования им. К бывшим членам семьи нанимателя жилого помещения относятся лица, с которыми у нанимателя прекращены семейные отношения.

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (Административный регламент).

Согласно пункту 48 Административного регламента, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Пунктом 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В соответствии с подпунктом 91.2 пункта 91 указанного Административного регламента, орган регистрационного учета не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

В пункте 92 указанного Административного регламента установлено, что заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента.

В соответствии с подпунктом 99.1 пункта 99 указанного Административного регламента, работник многофункционального центра при обращении заявителя и наличии у многофункционального центра технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета с использованием СМЭВ в электронной форме проверяет в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Судом установлено, что 05 марта 2018 года между Администрацией Городского округа Балашиха Московской области (наймодатель) и Первушиной Анной Александровной (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трехкомнатной квартиры, общей площадью 69,8 кв.м, в том числе жилой 46,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО3 – дочь, ФИО4 – сын, ФИО9 Алёна Павловна – дочь, ФИО2 – мать, ФИО5 – сестра, ФИО6 – дочь сестры, ФИО7 – дочь сестры.

Указанный выше договор был заключен в связи с переселением семьи из ранее занимаемой по договору социального найма квартиры по адресу: <адрес>, где указанные лица были зарегистрированы и проживали.

Заочным решением Железнодорожного городского суда Московской области от 03 июля 2018 года иск ФИО8 к Мамедовой Людмиле Михайловне; Первушиной Анне Александровне в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО3, ФИО19; ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7; Администрации г.о. Балашиха о признании права пользования жилым помещением, вселении, нечинении препятствий в пользовании жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения – удовлетворен.

Суд решил признать за ФИО8 право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставленное по договору социального найма.

Вселить ФИО8 в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Обязать Первушину Анну Александровну, Мамедову Людмилу Михайловну, ФИО5 не чинить препятствия ФИО8 в пользовании квартирой по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на Администрацию Городского округа Балашиха включить ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ в договор социального найма в качестве нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>.

28 июня 2019 года между <адрес> (наймодатель) и ФИО8 (наниматель) было заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения от 05 марта 2018 года.

Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают следующие члены семьи: Первушина Анна Александровна – дочь, ФИО3 – внучка, ФИО4 – внук, ФИО9 Алёна Павловна – внучка, Мамедова Людмила Михайловна – член семьи, ФИО5 – дочь, ФИО6 – внучка, ФИО7 – внучка.

ФИО2, предоставив договор социального найма, обратилась в Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» с заявлением о регистрации по месту жительства.

Решением начальника Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское», изложенном в письме от 10 февраля 2023 года, в регистрации Мамедовой Л.М. по месту жительства отказано по причине отсутствия надлежащим образом оформленного согласия на регистрацию всех совершеннолетних совместно проживающих граждан.

Указанный отказ послужил основанием для обращения Мамедовой Л.М. за судебной защитой.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из условий договора социального найма спорной квартиры, то, что законность проживания Мамедовой Л.М. по месту жительства в спорном жилом помещении не оспаривается, в связи с чем, приходит к выводу, что административный ответчик безосновательно потребовал от административного истца согласие на ее регистрацию всех совершеннолетних совместно проживающих граждан в спорном жилом помещении.

Таким образом, требования Мамедовой Л.М. о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства подлежат удовлетворению.

В связи с чем, признав оспариваемое решение, принятое по заявлению административного истца, незаконным, суд, руководствуясь положениями пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, считает не обходимым возложить на административного ответчика, допустившего нарушение прав гражданина, обязанность повторно рассмотреть заявление о регистрации по месту жительства в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (то есть, не предрешая существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом по результатам повторного рассмотрения такого заявления).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

суд

РЕШИЛ:

Административный иск Мамедовой Людмилы Михайловны к МУ МВД России «Балашихинское» Московской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, об обязании осуществить регистрацию – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» Московской области от 10 февраля 2023 года в предоставлении Мамедовой Людмиле Михайловне государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства по адресу: <адрес>

Обязать Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Балашихинское» Московской области повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Мамедовой Людмиле Михайловне государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства по адресу: <адрес>.

Административный иск Мамедовой Людмилы Михайловны к МУ МВД России «Балашихинское» Московской области об обязании осуществить регистрацию – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

                          Судья                                                 Е.В. Артемова

Мотивированный текст решения

изготовлен 19 июля 2023 года

2-2286/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамедова Людмила Михайловна
Ответчики
МП № 2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России "Балашихинское"
Другие
Отдел по вопросам миграции МУ МВД России "Балашихинское"
Суд
Железнодорожный городской суд Московской области
Дело на странице суда
zheleznodorojniy.mo.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2023Передача материалов судье
20.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее