Судья Новикова Н.И.
УИД 14RS0035-01-2023-016347-84
Дело №2-12004/2023 №33-838/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 15 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Удаловой Л.В.
судей Головановой Л.И., Матвеевой М.К.
с участием прокурора Оготоева К.С.
при секретаре Семеновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Л.И. к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия) о признании срочного трудового договора бессрочным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы
по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Головановой Л.И., объяснения истца Макаровой Л.И., представителей истца Бодоевой В.А. и Барковского А.Ю., заключение участвующего в деле прокурора Оготоева К.С., судебная коллегия
установила:
Макарова Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском о защите трудовых прав. В обоснование требований указала, что на основании приказа Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) № ... от 23 октября 2020 года назначена на должность начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********», с истцом заключен срочный трудовой договор (эффективный контракт) на период с 23 октября 2020 года по 22 октября 2023 года. Приказом от 18 октября 2023 года № ... трудовой договор (эффективный контракт) расторгнут с 23 октября 2023 года по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора. Макарова Л.И. с увольнением не согласна, поскольку оснований для заключения срочного трудового договора у работодателя не имелось, кандидатура истца на замещаемую должность прошла согласование без указания срока исполнения должностных обязанностей, уведомление о прекращении срочного трудового договора подписано неуполномоченным лицом. После утверждения нового Положения о Департаменте ветеринарии республики изменения и дополнения в трудовой договор с истцом не внесены. На основании изложенного, с учетом уточненных требований Макарова Л.И. просила суд: признать срочный трудовой договор от 23 октября 2020 года, заключенный между Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Макаровой Л.И., заключенным на неопределенный срок; отменить приказ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) № ... от 18 октября 2023 года о прекращении трудового контракта с Макаровой Л.И.; восстановить Макарову Л.И. в должности начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********»; взыскать с ответчика заработную плату за период вынужденного прогула с 23 октября 2023 года по день вынесения решения судом, согласно должностного оклада в размере 24 809 рублей с применением 70% районного коэффициента в сумме 21 534 рублей 21 копеек и 80% надбавки за работу в районах Крайнего Севера в сумме 24 610 рублей 53 копеек; взыскать компенсацию морального вреда в размере среднемесячной заработной платы – 70 953 рублей 74 копеек.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года в удовлетворении иска отказано.
С таким решением не согласилась Макарова Л.И., подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить или изменить обжалуемое решение полностью или в части и принять по делу новое решение. Полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам о том, что уведомление от 17 октября 2023 года о прекращении трудового договора подписано руководителем Департамента ветеринарии республики П., действующим на момент вручения уведомления на основании утратившего юридическую силу Положения №276 от 27 сентября 2010 года, при этом само содержание уведомления не соответствует требованиям статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме этого полагает, что суд не принял во внимание доводы о многократности заключения срочных трудовых договоров, поскольку ранее с истцом был заключен срочный трудовой договор от 19 марта 2020 года на выполнение одной и той же трудовой функции. В срочном трудовом договоре в нарушение требований части 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не указаны основания заключения срочного трудового договора. Решение о заключении срочного трудового договора принято без учета приказа Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 2013 года №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного учреждения при введении эффективного контракта».
В дополнениях к апелляционной жалобе обращает внимание на факт многократности заключения срочного трудового договора, отсутствие оснований для заключения срочного трудового договора, а также, что работник является экономически более слабой стороной, находится в экономической и организационной зависимости от работодателя, что повлияло на заинтересованность в реализации своего права на труд. Утверждает, что не давала согласие на заключение трудового договора на определенный срок, не знала о прекращении такого трудового договора по истечении данного срока, условия трудового договора определены работодателем, у истца не было возможности повлиять на условия трудового договора. Являясь лицом пенсионного возраста (******** лет) и опасаясь лишения возможности получать средства к существованию, истец была вынуждена согласиться на заключение срочных трудовых договоров. Истец выразила свое несогласие с приказом № ... от 18 марта 2020 года «О назначении временно исполняющей обязанности начальника ГБУ Республики Саха (Якутия) «********» о назначении временно исполняющей обязанности начальника с 19 марта по 18 июня 2020 года, о чем указано в приказе со ссылкой на подачу заявления о трудоустройстве на неопределенный срок. Обращает внимание на то, что в период издания данного приказа должность была вакантной, отсутствовали основания для заключения срочного трудового договора на указанный период. Уведомление о расторжении срочного трудового договора не содержит основания для его расторжения, подписано лицом, действующим на основании утратившего законную силу положения. Кандидатура Макаровой Л.И. прошла согласование на должность без указания срока полномочий. В трудовой договор подлежали внесению изменения в связи с изменением законодательства Республики Саха (Якутия).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Мыреев Г.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
По правилам пункта 2 части 5 статьи 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) осуществила замену судьи М. на судью Матвееву М.К. в связи с ежегодным отпуском. Апелляционная жалоба заявителя в новом составе судебной коллегии рассмотрена с начала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Макарова Л.И., представители истца Бодоева В.А. и Барковский А.Ю. поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца Барковский А.Ю., поддерживая дополнения к апелляционной жалобе, указал на вынужденность для работника заключения трудового договора на предложенных работодателем условиях, обусловленной опасениями лишиться возможности получать средства к существованию как пенсионер.
Макарова Л.И. суду пояснила, что является пенсионером, однако трудовой договор заключен был как с руководителем государственного бюджетного учреждения.
В своем заключении участвующий в деле прокурор Оготоев К.С. полагал решение суда первой инстанции законным, обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства, не усмотрел оснований для его изменения или отмены по доводам апелляционной жалобы истца.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Судом установлено, что приказом № ... от 23 октября 2020 года Макарова Л.И. назначена на должность начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********», с Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) и с Макаровой Л.И. 23 октября 2023 года заключен срочный трудовой договор (эффективный контракт) на период с 23 октября 2020 года по 22 октября 2023 года.
17 октября 2023 года Макаровой Л.И. вручено уведомление в порядке части 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации о прекращении трудового договора (эффективного контракта) 23 октября 2023 года.
Приказом руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2023 года № ... трудовой договор (эффективный контракт) с Макаровой Л.И. расторгнут с 23 октября 2023 года по пункту 2 части первой 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока трудового договора.
Оспаривая увольнение, Макарова Л.И. в исковом заявлении полагала, что срочный трудовой договор заключен вопреки требованиям трудового законодательства, поскольку нанимателем не приведены основания заключения эффективного контракта на определенный срок, кандидатура истца на должность руководителя бюджетного учреждения согласована без указания срока исполнения полномочий, уведомление о прекращении трудового договора подписано неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем нарушена процедура увольнения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями статей 58, 59, 77, 275 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными судам в постановлении Пленума от 17 марта 2002 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы с учетом дополнений к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1, 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 5, части 5 статьи 18 Федерального закона от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и части 15 статьи 31 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Правительство Российской Федерации постановлением от 26 июля 2010 года №539 утвердило Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.
Согласно положениям подпункта «в» пункта 33 указанного Порядка, устав должен содержать раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения.
Как следует из положений Устава государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» учредителем указанного юридического лица является Республика Саха (Якутия) (пункт 1.2 Устава).
Функции и полномочия Учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) (пункт 1.3 Устава).
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) осуществляет функции и полномочия Учредителя, в том числе: назначает на должность руководителя учреждения Республики Саха (Якутия) «********» и прекращает его полномочия (пункт 4.1.11. Устава); заключает и прекращает трудовой договор с руководителем учреждения (пункт 4.1.12. Устава).
Исполнительным органом Учреждения является его руководитель –начальник. Руководитель учреждения назначается на должность и его полномочия прекращаются решением Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия). Кандидатура на должность руководителя учреждения согласовывается с администрацией Главы Республики Саха (Якутия). (пункт 5.1. Устава). Срок полномочий руководителя учреждения соответствует сроку действия, заключаемого с ним трудового договора (пункт 5.3 Устава).
Как следует из Положения Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2010 года №276 (в редакциях от 18 мая 2020, года, от 01 июля 2020 года), Департамент ветеринарии осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации, находящиеся в ведении Департамента ветеринарии (пункт 1.4.). В ведении Департамента ветеринарии находятся улусные (районные) и городские управления ветеринарии с ветеринарно-испытательными лабораториями, государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутская республиканская ветеринарно-испытательная лаборатория», государственное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и финансового обеспечения государственной ветеринарной службы Республики Саха (Якутия)» (пункт 1.10).
Департамент ветеринарии выполняет следующие полномочия: разрабатывает уставы подведомственных организаций, вносит предложения по внесению изменений и дополнений в них (пункт 3.14); осуществляет кадровую работу Департамента ветеринарии в соответствии с требованиями трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия), заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных организаций в установленном законодательством порядке (пункт 3.15.).
Руководитель Департамента ветеринарии республики согласовывает уставы, положения, предельную численность, фонды оплаты труда, штатные расписания подведомственных организаций; назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих Департамента ветеринарии, а также руководителей подведомственных организаций, если иное не установлено действующим законодательством (пункт 5.1).
Аналогичные нормы закреплены в подпункте 15 пункта 5.2 Положения о Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия), утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 23 декабря 2021 года №561.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу части первой статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Как следует из положений статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно положениям статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 июля 2020 года) трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок (часть шестая статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации приведены основания для заключения срочного трудового договора.
Так, по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац 8 части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 июля 2020 года) в случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным судам в пункте 13 постановления Пленума от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 58, часть 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации), то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.
Из материалов дела следует, что Приказом Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) № ... от 18 марта 2020 года Макарова Л.И. назначена временно исполняющей обязанности начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» с 19 марта 2020 года по 18 июня 2020 года. Основание: заявление от 18 марта 2023 года.
При ознакомлении с приказом Макарова Л.И. указала, что не согласна с приведенными в приказе формулировками, так как не писала заявление о принятии на работу на определенный срок.
Приказом Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) № ... от 19 марта 2020 года Маркова Л.И. назначена временно исполняющей обязанности начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия)» с 19 марта 2020 года. Основание: заявление от 19 марта 2020 года.
С приказом Макарова Л.И. ознакомлена 19 марта 2020 года.
Сопроводительным письмом от 19 марта 2020 года № ... наниматель направил Макаровой Л.И. для подписания трудовой договор от 19 марта 2020 года, бланки анкеты, согласия и листа ознакомления с кодексом этики и служебного поведения.
В приложенном варианте трудового договора от 19 марта 2020 года абзац второй пункта 1 приведен в редакции: «Настоящий трудовой договор заключается с 19 марта 2020 года в период отсутствия начальника ГБУ РС(Я) «********».
Трудовой договор Макаровой Л.И. не подписан.
Макарова Л.И., временно исполняющая обязанности начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********», обращалась в адрес руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) 20 марта 2020 года № ..., 26 марта 2020 года № ..., 31 марта 2020 года № ..., от 04 апреля 2020 года № ... с письмами, в которых указала о несогласии с условиями предлагаемого трудового договора (эффективного контракта), датой заключения трудового договора, настаивала на заключении трудового договора бессрочно, указывая на необходимость при внесении изменений руководствоваться приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 года №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» и требований Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, в письме от 20 марта 2020 года в адрес и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Макарова Л.И. указала, что не согласна со вторым абзацем пункта 1 трудового договора, согласно которому трудовой договор заключается с 19 марта 2020 года в период отсутствия начальника ГБУ РС(Я) «********». По мнению работника, должна быть следующая формулировка: «Настоящий трудовой договор вступает в силу с 19 марта 2020 года, период не указывается, так как первым абзацем пункта 1 указано, что работа является временной». Трудовой договор от 19 марта 2020 года возвращен не подписанным, с просьбой исправить и направить вновь.
В письме от 26 марта 2020 года в адрес и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Макарова Л.И. направила предложения о внесении изменений в редакцию трудового договора от 19 марта 2020 года, в том числе, предложено: абзац второй п. 1 изложить в следующей редакции: «Настоящий трудовой договор заключается с 19 марта 2020 года до согласования в соответствии с разделом VI Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 года №1856 «О порядке рассмотрения кандидатур на должности и предложений об освобождении от должности руководителей организаций, учредителем или акционером которых является Республика Саха (Якутия), так как кадровое решение уже принято о назначении временно исполняющего обязанности начальником».
В ответ на указанное письмо Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) сопроводительным письмом от 30 марта 2020 года № ... направил вр.и.о. начальника государственного бюджетного учреждения «********» Макаровой Л.И. трудовой договор для подписания. При этом указано, что изменения в части оплаты труда и премирования в трудовой договор и, соответственно, в правовые акты Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) не требуются, поскольку данные вопросы урегулированы приказом Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2019 года № ... «Об утверждении Положения о премировании руководителей подведомственных государственных учреждений, Положения о комиссии по оценке выполнения целевых показателей деятельности подведомственных государственных учреждений и стимулирования их руководителей», а также Положением об условиях оплаты труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года № ....
Указано, что текст абзаца второго пункта 1 трудового договора от 19 марта 2020 года изменен 25 марта 2020 года по согласованию с курирующим заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
В приложенной к данному письму копии трудового договора от 19 марта 2020 года абзац второй пункта 1 трудового договора приведен в редакции: «Настоящий трудовой договор заключается с 19 марта 2020 года до принятия кадрового решения».
В обращении от 31 марта 2020 года в адрес и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Маркова Л.И. указала на необходимость уточнения абзаца второго пункта 1 трудового договора, а именно: до принятия кадрового решения кого, так как кадровое решение на временно исполняющим обязанности принято. Предложено изложить указанный пункт в следующей редакции: «Настоящий трудовой договор заключается с 19 марта 2020 года до принятия кадрового решения по руководителю Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) или по принятию кадрового решения в соответствии процедурой согласования».
В письме от 04 апреля 2020 года № ... в адрес и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Макарова Л.И. выразила несогласие с письмом представителя нанимателя от 03 апреля 2020 года № ..., при этом указала, что разработанный трудовой договор не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к форме эффективного трудового договора. Отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий задания и целевые показатели эффективности работы, утвержденные учредителем; система оценки эффективности деятельности работников учреждения (совокупность показателей критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество)»; система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы – имеется, но она касается только оплаты труда и порядка премирования. Обращает внимание на то, что для расторжения трудового договора (пункт 10.4 трудового договора) возможно при наличии единоличного решения учредителя. Предложено второй абзац трудового договора изложить в следующей редакции - Настоящий трудовой договор заключается с 9 марта 2020 года без даты окончания, в соответствии с частью 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием трудового договора является дата начала работы, или в сроки, указанные в соответствии со статьей 58 Трудового кодекса Российской Федерации.
В письме от 08 июня 2020 года № ... в адрес и.о. руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Макарова Л.И. указала на то, что трудовой договор составлен не в соответствии с трудовым законодательством, со дня принятия на работу прошло 2 месяца 20 дней. Обращено внимание, что дата трудового договора указывается с момента подписания.
Аналогичное указанным выше письмо направлено Макаровой Л.И. в адрес представителя нанимателя 15 июня 2020 года № ....
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) сопроводительным письмом от 06 июля 2020 года № ... направил в адрес Макаровой Л.И. для ознакомления приказ Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) № ... от 06 июля 2020 года о назначении Макаровой Л.И. исполняющей обязанности начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия)» с 06 июля 2020 года по 05 июля 2021 года, и трудовой договор (эффективный контракт) от 06 июля 2020 года с учетом замечаний Макаровой Л.И., направленных в адрес нанимателя в период с 19 марта 2020 года по 02 июля 2020 года. Обращено внимание на то, что в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации со всеми руководителями подведомственных учреждений заключен срочный трудовой договор (эффективный контракт).
В приложенном варианте трудового договора от 06 июля 2020 года абзац второй пункта 1 приведен в редакции: «Настоящий трудовой договор заключается с 06 июля 2020 года по 05 июля 2021 года».
Трудовой договор подписан сторонами.
09 сентября 2020 года, до истечения срока трудового договора от 06 июля 2020 года Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Макарова Л.И. заключили трудовой договор, согласно которому работодатель предоставил работнику работу по исполнению обязанностей начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********» на период с 09 сентября 2020 года по 08 сентября 2023 года.
Таким образом, трудовой договор заключен Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Макаровой Л.И. в связи с достижением согласия по существенным условиям трудового договора, после внесения представителем нанимателя корректировок, предложенных работником, без порока воли последнего, на определенный срок, в связи с необходимостью соблюдения процедуры согласования на должность руководителя указанного бюджетного учреждения, предшествующей заключению трудового договора с руководителем организации.
Письмом от 11 сентября 2020 года № ... заместитель руководителя Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) С. направила в адрес руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) документы для согласования кандидата Макаровой Л.И. на должность начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********».
Как следует из письма руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Владимирова от 25 сентября 2020 года №1291-АЗ, на основании пункта 1 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2016 года №937 «О некоторых вопросах назначения руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, учредителем которых является Республика Саха (Якутия)», Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) согласовывает кандидатуру Макаровой Л.И., претендующей на должность начальника государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «********».
23 октября 2020 года по результатам процедуры согласования кандидатуры руководителя бюджетного учреждения, учредителем которого является Республика Саха (Якутия), Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Макаровой Л.И. заключен срочный трудовой договор (эффективный контракт) уже непосредственно как с руководителем после согласования работником и работодателем всех существенных условий.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что трудовой договор заключен с Макаровой Л.И. как с руководителем государственного бюджетного учреждения на определенный срок в соответствии с положениями части 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть на основе добровольного согласия работника и работодателя, в связи с чем доводы истца в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для заключения эффективного контракта на определенный срок опровергаются материалами дела.
Не могут повлиять на законность решения суда доводы истца о многократности заключения трудового договора. Факт многократности заключения трудового договора может быть подтвержден в случае неоднократного заключения трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. Между тем, до 23 октября 2020 года трудовой договор с Макаровой Л.Д. заключен представителем нанимателя в связи с необходимостью проведения процедуры согласования в установленном законом и Уставом государственного бюджетного учреждения порядке кандидатуры истца на замещение должности руководителя государственного бюджетного учреждения. После согласования кандидатуры истца на соответствующую должность срочный трудовой договор заключен с Макаровой Л.И. 23 октября 2020 года, то есть до истечения предыдущего срочного трудового договора при отсутствии доказательств принуждения истца со стороны ответчика к заключению такого договора.
Отклоняются судебной коллегией доводы истца о том, что в срочном трудовом договоре в нарушение требований части 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации не указаны основания заключения срочного трудового договора.
Материалами дела подтверждается, что трудовой договор с истцом заключен в соответствии с положениями статьи 59 Трудового кодекса, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по соглашению сторон, при таких обстоятельствах указание в трудовом договоре оснований для заключения срочного законом не предусмотрено.
Как указано в части 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Материалами дела подтверждается, что соглашение о заключении срочного трудового договора сторонами достигнуто.
Утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, разработаны в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям в связи с введением эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р. Трудовой договор заключен с истцом в 2020 году, при этом форма трудового договора соответствует типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года №858.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 79 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) «********» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 27 ░░░░░░░░ 2010 ░░░░ №276, ░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 27 ░░░░░░░░ 2010 ░░░░ №276, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░ 79 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) № ... ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░). ░░░░░░░░░: ░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ... ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 79 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 195 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░░░░