Решение по делу № 3га-574/2020 от 18.03.2020

дело № 3га-574/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа                              6 июля 2020 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи В.Э.М..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомова С.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Сомов С.В. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости по адресу: адрес, а именно нежилого помещения с кадастровым номером №...:815, площадью 123,3 кв.м, номер на этаже 2/7в, и нежилого помещения с кадастровым номером №...:813, площадью 122,5 кв.м, номер на этаже 2/7г. Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:815 –5147592, 52 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №...:813 –5114193,70 руб. по состоянию на 24 августа 2018 года.

Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчётом индивидуального предпринимателя Г.Г.М. №2020Н-02-05 определено, что по состоянию на 24 августа 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:815 – 3 099000 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №...:813 – 3049000 руб.

Административный истец, являясь собственником объектов недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости равной рыночной по состоянию на 24 августа 2018 года.

Представитель административного истца Бельская О.П. в судебном заседании административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Истец Сомов С.В., представители административного истца, административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, заинтересованного лица администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законом Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2015 года.

Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 приведенного выше Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Судом установлено, что истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Таким образом, результат определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, а потому истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости и ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан следует, что объекты капитального строительства нежилые помещения с кадастровыми номерами №...:815 и №...:813 поставлены на учет 24 августа 2018 года. Расчет кадастровой стоимости был произведен в соответствии с пунктом 3.1 Порядка (действовавшего до 2 марта 2019 года), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113, и рассчитан в акте определения кадастровой стоимости, составил 5 147 592,52 руб. и 5 114 193,70 руб., имеет дату определения, дату внесения и применения 24 августа 2018 года.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, проведение которой поручено эксперту ООО «РегионЗемОценка» К.В.Н.

Согласно заключению эксперта ООО «РегионЗемОценка» К.В.Н. № 13/06/20-ЗЭ от 25 июня 2020 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:815 составляет 3 381 000рублей, а нежилого помещения с кадастровым номером №...:813 – 3 355 000 рублей по состоянию на 24 августа 2018 года.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «РегионЗемОценка» К.В.Н.., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта недвижимости. Приведенные в заключение судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административный истец обратился в суд 18 марта 2020 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается 18 марта 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Сомова С.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:815, общей площадью 123,3 кв.м, этаж №2, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной по состоянию на 24 августа 2018 года в размере 3 381 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №...:813, общей площадью 122,5 кв.м, этаж №2, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной по состоянию на 24 августа 2018 года в размере 3 355 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 18 марта 2020 года.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                     Г.А. Тазетдинова

3га-574/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сомов С.В.
Ответчики
Правительство Республики Башкортостан
Управление Росреестра по Республике Башкортостан
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ
Другие
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Тазетдинова Гузель Ахметшарифовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
18.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Производство по делу приостановлено
01.06.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Производство по делу возобновлено
06.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Дело оформлено
06.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее