Решение по делу № 33-3185/2023 от 28.08.2023

    Судья – Кукурекин К.В.                                                                       № 2-940/2023

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-3185/2023

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        05 октября 2023 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Донсковой М.А.

судей Анашкиной И.А. и Григоровой Ж.В.,

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапенко Н. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании права и об обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Потапенко Н. Г. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

    Потапенко Н.Г. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, просила суд признать за ней право на получение одновременно двух пенсии: социальную как ребенок инвалид и пенсию по потере кормильца, обязать ответчика назначить социальную пенсию как ребенку-инвалиду и пенсию по потере обоих родителей с 30.09.2022 г.

    Требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потери кормильца, как инвалиду детства, после смерти двух родителей.

    Решением ответчика от 24.11.2022 №93985/22 в удовлетворении заявления о назначении пенсии по потери кормильца отказано, поскольку необходимо установить факт нахождения на иждивении.

    При этом, являясь жителем ДНР истец являлась одновременным получателем государственной пенсии как инвалид с детства, а также пенсии по потери двух кормильцев в социальных органах ДНР.

    Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 мая 2023 года в удовлетворении иска отказано.

    Не согласившись с указанным решением, Потапенко Н.Г. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

    В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом при принятии решения были нарушены нормы материального и процессуального права. Являясь жителем Донецой Народной Республики в городе Горловка, истец являлась получателем одновременно государственной пенсии как инвалид с детства, а также пенсии по потере двух кормильцев в социальных органах ДНР. После начала СВО истец вынуждена временно покинуть место своего постоянного жительства и переехать к сестре.

    ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением МВД России по <адрес> истцу был выдан паспорт гражданина РФ. Полагает, что факт вынужденного выезда Потапенко Н.Г. на территории <адрес>, не может препятствовать получению социальных выплат, в том числе пенсий; законодатель наделил Потапенко Н.Г. правом получать меры социальной поддержки государственными органами РФ на всей ее территории, аналогичными с мерами социальной поддержки Донецкой Народной Республики в том числе до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась.

Представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес> Дыбова С.Н., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.

Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при указанной явке.

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

        Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

        Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Потапенко Н.Г. присвоена вторая группа инвалидности с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2021 .

Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потери кормильца, как инвалиду детства, после смерти двух родителей.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о назначении пенсии по потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, т.к. факт нахождения Потапенко Н.Г. на иждивении у Потапенко Г.Г. и Потапенко А.В. не нашел подтверждение, так же не нашел подтверждение факт утраты заявителем источника средств к существованию.

Этим же решением продолжена выплата социальной пенсии по инвалидности в размере 13849,69 рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального конституционного закона Российской Федерации от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и исходил из того, что позиция истца основана на неверном применении норм материального права, правовые основания для удовлетворения требований Потапенко Н.Г. отсутствуют.

    Судебная коллегия в целом с выводами суда первой инстанции соглашается, по следующим основаниям.

Письменными материалами дела установлено, что истец получила паспорт гражданина Российской Федерации 11.11.2021 г. и была зарегистрирована по месту жительства в городе Севастополе 06.07.2022 г.

С учетом изложенного, ссылка суда на положения Федерального конституционного закона Российской Федерации от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", является некорректным, поскольку указанный Закон распространяется на граждан Донецкой Народной Республики, граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на этот день (4 октября 2022 г.) на территории Донецкой Народной Республики или ранее проживавшие на указанной территории и выехавшие из Донецкой Народной Республики в Российскую Федерацию, в числу которых истец не относится, т.к. ранее указанной даты приняла гражданство Российской Федерации.

Вместе с тем, не смотря на безосновательную ссылку суда на положения Федерального конституционного закона Российской Федерации от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", указанные обстоятельства не повлияли на правильность по существу принятого решения.

Письменными материалами дела установлено, что истец ранее была получателем пенсии на территории Украины.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Украина.

Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украина, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствие со ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» детям — инвалидам предоставлено право на установление социальной пенсии по инвалидности (п. ч.1 ст.11).

В том случае, если указанные дети теряют одного или обоих кормильцев (одинокую мать) им предоставляется право выбора варианта пенсионного обеспечения: получать либо социальную пенсию по инвалидности либо пенсию по случаю потери кормильца (социальную либо страховую), поскольку как указано выше, в пенсионном законодательстве установлено общее правило, согласно которому гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Исключения из этого правила предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в котором определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

        Так, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется ( редакция 3 статьи 3, действующая на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца):

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

1.1) гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пунктов 3 и 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости либо пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пунктов 3 и 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей");

3.1) родителям граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";

4.1) вдовам (вдовцам) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца);

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 25.11.2006 N 196-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ)

       7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Закрепление данного права, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления является прерогативой законодателя. (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 1337-О).

Из материалов выплатного дела усматривается, что истцу 01.09.2022 была назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Полагая о наличии права у истца на получение двух видов пенсий, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потери кормильца, как инвалиду детства, после смерти двух родителей.

Решением от 24.11.2022 №93985/22 в удовлетворении заявления о назначении пенсии по потери кормильца отказано, т.к. факт нахождения на иждивении не подтвержден.

Поскольку истец не относится к указанным выше категориям, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, выводы суда первой инстанции о отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, являются обоснованными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельными.

Представитель ответчика Дыбова С.Н. судебной коллегии дополнительно пояснила, что если сравнивать размер пенсии истца по двум основаниям: социальной пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, наиболее выгодном вариантом является получение истцом социальной пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», размер которой, на момент рассмотрения дела судебной коллегией составляет 14 306, 73рублей, в то время как пенсия по случаю потери 2 кормильцев составляет меньше указанного размера- 14 292,38рублей.

С учетом изложенного, нарушений пенсионных прав истца обжалуемом решением Пенсионного органа, не допущено.

Ссылка апеллянта на тот факт, что на территории ДНР она являлась получателем двух пенсий одновременно и о наличии у не право при переселении в Российскую Федерацию на сохранение за ней мер социальной поддержки в виде получения одновременно двух видов пенсий, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

Так, из материалов выплатного дела на имя истца следует, что истец ранее, на территории ДНР была получателем пенсии по инвалидности, на момент передачи пенсионного дела в Российскую Федерацию- являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, из материалов выплатного дела следует, что истец состояла на учете в управлении труда и социальной защиты населения администрации Центрально –Городского района г. Горловка и ей была назначена и выплачена государственная помощь, согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики №162 от 29.04.2015 «Об организации назначения и выплаты социальных пособий на территории Донецкой Народной Республики» (т.1 л.д.98).

Сведений, подтверждающих получение истцом на территории Донецкой Народной Республики одновременно двух видов пенсий, материалы пенсионного дела, не содержат.

Действующим Российским законодательством право на одновременное получение двух пенсий, предусмотрено категории граждан, к которым истец не относится.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, что само по себе не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потапенко Н. Г., без удовлетворения

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий:                                          М.А. Донскова

Судьи:                                                                         И.А. Анашкина

                                                                                     Ж.В. Григорова

33-3185/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Потапенко Наталья Григорьевна
Ответчики
Отдел фонда пенсии и социального страхования РФ по г. Севастополю
Другие
Уманский Денис Витальевич
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
28.08.2023Передача дела судье
05.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее