дело №2-2468\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 10 октября 2016 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Ошурко Е.А.,
с участием представителя истца Алексеевой В.Ю.
представителя ответчика Старшиновой Ю.К.
представителя третьего лица Васильевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова К.А. к Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> в лице Комитета по управлению имуществом об обязании проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Морозов К.А. обратился в суд с иском к Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> в лице Комитета по управлению имуществом об обязании проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал, что в 2014 году комиссией по выбору земельного участка была согласована схема расположения земельного участка площадью 2500 кв.м., категории- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства, на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> <адрес> Комиссия сочла выбранный участок возможным для использования под заявленные цели. Постановлением Главы Волоколамского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанная схема была утверждена. Информация в отношении ограничения по использованию и предоставлению земельного участка по линейно-кабельным объектам в архитектуре <адрес>м отсутствует. В 2016 году данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером №. ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт без отметок относительно ограничений и обременений в его использовании. Геодезические, землеустроительные работы, межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет, истец проводил за счет собственных денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Администрации Волоколамского района в газете «Волоколамский край» № опубликовал сообщение о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Комитет о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка. Ответчик сообщил ему, что территориальным отделом Волоколамского муниципального района Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> подготовлено заключение об ограничении оборотоспособности земельных участков в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта вблизи реконструируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд к <адрес>» и вернуться к вопросу о проведении аукциона возможно только после получения согласования с ГБУ МО «Мосавтодор». Истец обратился в Главное управление дорожного хозяйства МО с заявлением о возможности согласования размещения спорного земельного участка. В согласовании размещения участка истцу было отказано в связи с тем, что у Управления имеются основания полагать, что испрашиваемый участок находиться в зоне размещения объектов транспорта. Вместе с тем, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях установления или изменения границ зоны с особыми условиями использования территорий. Истец, обращаясь в Комитет с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, предоставил кадастровый паспорт, в котором отсутствуют отметки об ограничениях или обременениях по использованию участка. Также, не имеются сведений о нахождении спорного участка в зонах, подтверждающих ограничение оборотоспособности данного участка, в частности, в зоне размещения объектов транспорта. Считает, информацию и доводы Управления дорожного хозяйства <адрес> относительно того, что спорный участок находиться в зоне размещения объектов транспорта и является ограниченным в обороте, недопустимыми и недостоверными.
Просит суд обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером №, категории- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца по доверенности Алексеева В.Ю. поддержала заявленные исковые требования по изложенным выше доводам. Дополнительно пояснила, что истец сам является кадастровым инженером, подтверждает, что спорный участок частично, в размере 23 метров, накладывается на зону дороги. На проведение экспертизы по корректировке границ спорного земельного участка не согласны.
В суде представитель ответчика Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> Старшинова Ю.К. исковые требования не признала, пояснив, что согласно заключения территориального отдела Волоколамского муниципального района Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, обороспособность спорного земельного участка ограничена, так как земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта вблизи реконструируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд к д. Литвиново». Данный вопрос возможно решить только после получения согласования с ГБУ МО «Мосавтодор».
Представитель третьего лица ФГБУ ФКП «Росреестра» Васильева Л.Ю. в суде пояснила, что спорный земельный участок стоит на кадастровом учете без обременений и ограничений в его использовании, в связи с чем, оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда.
Третье лицо Главное управление дорожного хозяйства <адрес> надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, в суд не явились, возращений по иску не представили.
Рассмотрев исковые требования, изучив материалы данного гражданского дела, выслушав представителей сторон по делу, суд считает, что в иске истцу следует отказать.
Согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями статьи 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес>.
Таким органом в силу подпункта 2 пункта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является Министерство имущественных отношений <адрес>.
Следовательно, администрация Волоколамского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ не вправе самостоятельно решить вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, без согласования с Министерством имущественных отношений <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением главы Волоколамского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2500 кв.м., категории- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства, на кадастровой карте в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> Постановлением главы сельского поселения Чисменское Волоколамского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен вид разрешенного использования данного земельного участка- для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером № в границах, установленных кадастровым инженером ООО «Эксперт центр» Некрасовым С.В., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, в котором отсутствуют отметки об ограничениях или обременениях в его использовании.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом <адрес> в газете «<адрес>» № опубликовал сообщение о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Морозов К.А. через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу, что в рамках реализации Соглашения об информационном взаимодействии между <адрес> и органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения решения Министерства имущественных отношений <адрес> на проект решения о проведении аукциона вышеуказанного земельного участка, находящегося в государственной собственности, территориальным отделом Волоколамского муниципального района Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> подготовлено заключение об ограничении оборотоспособности земельных участков в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта вблизи реконструируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд к <адрес>» и вернуться к вопросу о проведении аукциона возможно только после получения согласования с ГБУ МО «Мосавтодор».
В ответ на обращение истца, ДД.ММ.ГГГГ Главное управление дорожного хозяйства <адрес> указало, что земельный участок с восточной стороны расположен на расстоянии около 24 метров от автомобильной дороги регионального и (или) межмуниципального значения <адрес> «подъезд к д<адрес>» IV технической категории. Согласно схемы территориального планирования <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога «подъезд к <адрес>» подлежит реконструкции до III технической категории, 2 полосы движения, ширина полосы отвода 46 метров, ширина зоны планируемого размещения 100 метров, площадь зоны планируемого размещения 15,9 га. С северо-западной стороны земельный участок граничит с автомобильной дорогой регионального и (или) межмуниципального значения <адрес> «<адрес>» IV технической категории. В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок налагается на автомобильную дорогу «<адрес>». Данное обстоятельство дает основание полагать, что испрашиваемый земельный участок находиться в зоне размещения объектов транспорта. В связи с чем, с целью устранения данных замечаний, истцу рекомендовано произвести корректировку границ испрашиваемого земельного участка.
Согласно заключения территориального отдела Волоколамского муниципального района Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, обороспособность спорного земельного участка ограничена, так как земельный участок частично расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта вблизи реконструируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд в <адрес>».
В судебном заседании представитель истца Алексеева В.Ю. отказалась от проведения экспертизы по корректировке границ спорного земельного участка с целью последующего согласования вопроса о размещении земельного участка с Главным управлением дорожного хозяйства <адрес>.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Действующим законодательством установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к их приобретению. Для этого органам местного самоуправления необходимо, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях, и заблаговременную публикацию такой информации.
В нашем случае, Комитет по управлению имуществом установил, что спорный участок не может быть выставлен на аукцион, поскольку находится в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта вблизи реконструируемой автомобильной дороги регионального значения «подъезд к <адрес>», что подтверждается схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, а следовательно, земельный участок в тех границах, сведения о которых содержаться в ГКН, ограничен в обороте. При этом, не имеет правового значения, имеются ли сведения об ограничениях спорного земельного участка в ГКН или нет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления и возложения на Комитет по управлению имущества Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> обязанности провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Морозова К.А. об обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района <адрес> провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером №,категории- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием- для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
Судья Капцова Т.Ю.
Мотивированное решение суда
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Капцова Т.Ю.