№ АП12-310/2018
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Иловля 11 сентября 2018 года
Судья Иловлинского районного суда Волгоградской области Растегин Р.В.,
с участием прокурора Иловлинского района Волгоградской области Солохина А.Н.,
рассмотрев жалобу должностного лица - директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Логовская средняя общеобразовательная школа» Колосовой Т. И. на постановление и.о. первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области от 26 июля 2018 года о привлечении должностного лица - директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Логовская средняя общеобразовательная школа» Колосовой Т. И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области Завьялова Д.Ю. от 26 июля 2018 года директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Логовская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Логовская СОШ») Колосова Т. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Колосова Т.И. обратилась в Иловлинский районный суд с жалобой на указанное постановление, просила его отменить и ограничиться устным замечанием.
В обоснование жалобы указала, что изложенные в постановлении о назначении административного наказания и.о. первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области обстоятельства, не позволяют считать, что она уклонялась от возложенных на неё обязанностей. Доказательства её пренебрежительного отношения к исполнению публично – правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права отсутствуют. Выявленные Комитетом финансов Волгоградской области нарушения не носят существенного и систематического характера, поскольку правонарушение совершено впервые, вредных последствий не наступило, существенный вред интересам государства причинён не был. Допущенные нарушения возникли по причине некорректной работы официального сайта закупок.
Полагает, что данное правонарушение в соответствие со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является малозначительным.
Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо – директор МБОУ «Логовская СОШ» Колосова Т.И., извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении и.о. первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области Завьялов Д.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета финансов Волгоградской области. Просил оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу Колосовой Т.И. - без удовлетворения.
Прокурор считает постановление административного органа в отношении Колосовой Т.И. законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст.7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поименованный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Поскольку предприятия, осуществляющие обеспечение государственных и муниципальных нужд, действуют не только в собственных коммерческих, но и публичных интересах, предусмотренная для них вышеназванным законом контрактная система базируется на принципах открытости, прозрачности информации в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Для них введены особые требования по планированию закупок и размещению актов планирования в общем доступе, когда каждый гражданин имеет возможность проследить расходование бюджетных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Планы-графики учреждения и предприятиями, имущество которых принадлежат публичным образованиям, разрабатывается ежегодно на один год и утверждаются ими в течение десяти рабочих дней после получения объема прав в денежном выражении на принятии (или) исполнение обязательства или утверждения финансово-хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 1, п. 2.1 ст. 15, п. 10 ст. 21Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Согласно п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 554) государственные (муниципальные) унитарные предприятия формируют планы-графики закупок при планировании их финансово-хозяйственной деятельности.
Утвержденные планы-графики и внесенные в них изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты соответственно утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п. 15 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе установлен и п. 4 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок, планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168, которым предусмотрена обязанность размещения в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок в течение 3 рабочих дней после их утверждения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки выявлено, что 30 мая 2018 года МБОУ «Логовская СОШ» внесены изменения в план-график закупок на 2018 финансовый год. Однако, в нарушение требований Закона о контрактной системе и вышеназванных Правил, внесенные в план-график закупок изменения МБОУ «Логовская СОШ» были размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06 июня 2018 года.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Иловлинского района Волгоградской области 09 июля 2018 года было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 20-23). Постановление направлено в Комитет финансов Волгоградской области для принятия решения по существу (л.д. 19).
Колосова Т.И. является директором МБОУ «Логовская СОШ» на основании приказа отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 57 от 02 октября 1989 года (л.д. 29).
Приказом № 12 от 15 января 2014 года Колосова Т.И. назначена контрактным управляющим (л.д. 30), по приказу от 01 ноября 2011 года № 60/1 Колосова Т.И. назначена ответственным должностным лицом за простановку электронной подписи на информации для обмена электронными документами с общероссийским официальным сайтом http://zakupki.gov.ru (л.д. 31).
Таким образом, исходя из приведенных норм, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и ответственность за нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок возложены на директора МБОУ «Логовская СОШ» Колосову Т.И.
Между тем, директор МБОУ «Логовская СОШ» Колосова Т.И., являясь должностным лицом муниципального заказчика – владельцем квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи и ответственным лицом за простановку электронной подписи с полномочиями в сфере размещения заказов и с полномочиями пользователя официального общероссийского сайта http://zakupki.gov.ru, и исполнителем требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, нарушила сроки размещения изменений в план-график заказов на 2018 финансовый год в единой информационной системе в сфере закупок МБОУ «Логовская СОШ», предусмотренного частью 15 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При рассмотрении дела административным органом установлено, что 30 мая 2018 года МБОУ «Логовская СОШ» внесены изменения в план-график закупок на 2018 финансовый год, однако, в нарушение требований Закона о контрактной системе, внесенные в план-график закупок изменения размещены в единой информационной системе 06 июня 2018 года, то есть с нарушением установленного трехдневного срока.
Принимая во внимание изложенное, административный орган пришёл к обоснованному выводу о правомерности привлечения должностного лица - директора МБОУ «Логовская СОШ» Колосовой Т.И., являющейся контрактным управляющим, к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Довод Колосовой Т.И. о том, что выявленные нарушения возникли по причине некорректной работы официального сайта закупок, является несостоятельным, поскольку по данным Единой информационной системы закупок http://zakupki.gov.ru, в период с 30 мая по 01 июня 2018 года в Единой системе было размещено 220 планов-графиков закупок на 2018 финансовый год, то есть Колосова Т.И. имела возможность исполнить в установленный законом срок требования законодательства о контрактной системе.
Доказательства, подтверждающие принятие необходимых мер для исполнения обязанностей заказчика по размещению информации, подлежащей такому размещению в установленные сроки на сайте единой информационной системы, в том числе выявление и устранение причин, которые препятствовали надлежащему исполнению указанных обязанностей заказчика, заявителем суду не представлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не усматривается.
Ссылку Колосовой Т.И. на малозначительность совершенного правонарушения суд не принимает во внимание.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из содержания п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное Колосовой Т.И. административное правонарушение посягает на регламентированный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, обеспечивающий прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также выявление объективно лучшего условия исполнения контракта.
Нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области регулирования в сфере закупок, создает предпосылки для дезорганизации функционирования контрактной системы и препятствует достижению целей и задач государства, тем самым наносит вред общественным отношениям.
Отсутствие вредных последствий для участников контрактных правоотношений, либо их последующее устранение, само по себе, не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в ненадлежащем отношении Колосовой Т.И. к исполнению своих обязанностей.
В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное должностным лицом Колосовой Т.И., как малозначительное, не представлено. Допущенное правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами единый порядок регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, который, как следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, направлен на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Таким образом, оснований для признания совершенного Колосовой Т.И. деяния малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа, в ходе производства по настоящему делу не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2018 ░░░░ № 06-06-02-14/76 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 7.29.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░