Дело № 2-1902/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н.,
при секретаре Тотмаковой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметшиной И.Л. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан о признании права на пенсию по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, указывая в обосновании, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент смерти супруга и по настоящее время она находится на пенсии. Согласно справке, выданной ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> пенсия и ЕДВ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 188556 рублей. Пенсия истца за данный период составила 118575 рублей 66 копеек. Таким образом, доход супруга истца за последний год в <данные изъяты> раза больше ее дохода. Соотношение половины среднемесячного дохода их семьи к ее среднемесячному доходу составляет 1,30 раз, что превышает на <данные изъяты> среднемесячного дохода. До смерти супруга она находилась на его иждивении, так как ее доход ниже дохода супруга. После смерти супруга истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца, но ему было отказано, поскольку не установлен факт нахождения истца на иждивении ФИО1 Истец считает отказ ответчика незаконным и необоснованным, так как на момент смерти супруга они проживали одной семьей, вели общее хозяйство. Просит суд признать право на пенсию по случаю потери кормильца.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульме Республики Татарстан в суде исковые требования не признала.
Свидетель Ахметшина Л.С. суду показала, что истец и ФИО1 проживали в браке, вели совместное хозяйство, пенсия ФИО1 превышала пенсию истца.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда (п. 2 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и истец состояли в зарегистрированном браке.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, до его смерти супруги проживали совместно, вели общее хозяйство. Согласно материалам дела ФИО1 являлся получателем пенсии по старости и ЕДВ, размер которых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 188556 рублей 06 копеек. Истец, являясь пенсионером, также получала пенсию по старости, размер которой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 118575 рублей 66 копеек.
Из расчета дохода за последний год истца следует, что средний размер дохода истца за этот период составлял 9881 рубль 30 копеек в месяц, средний доход супруга ФИО1 – 15713 рублей 01 копейка в месяц.
Совокупный средний месячный доход ФИО6 за этот год составил – 25594 рубля 31 копейку в месяц, а среднедушевой доход – 12797 рублей 15 копеек.
Исходя из среднего размера дохода истца в размере 9881 рубля 30 копеек, размер предоставляемого ей супругом содержания за последний год составлял в среднем 2915 рублей 85 копеек в месяц, что меньше размера собственной пенсии истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец не находилась на иждивении супруга, поскольку имела свой постоянный и основной источник дохода в виде пенсии, а приходившаяся на неё доля из совместных доходов не превышала её собственного дохода.
С учётом изложенных обстоятельств суд оснований для удовлетворения иска не находит.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требовании Ахметшиной И.Л. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан о признании права на пенсию по случаю потери кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Иванова О.Н.