Дело № 2 -5417 /18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года г. Волгоград
Центральный районный суд. г. Волгограда
В составе председательствующего Коротенко Д.И.
При секретаре Балиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой У. С. к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в признании получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенции федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Попова У.С. обратилась в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в признании получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенции федерального бюджета,
указав, что Попова У.С. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением №.... Указывает, что истец не является собственником в настоящий момент не какого помещения и проживает на основании договора найма жилого помещения в ...
Постановлением Администрации Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Не согласившись с данным Постановлением Попова У.С. обратилась в суд с Административным исковым заявление о признании его незаконным и обязании администрации Теркинского сельского поселения поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В ходе рассмотрения вышеуказанного административного искового заявления между Поповой У.С. и Администрацией Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской заключено мировое соглашение, согласно которого Администрация Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской обязуется поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Попову У.С. до 09.12.2017 г.
Данное мировое соглашение утверждено Определением Серафимовичского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №...а-495/2017, вступившим в законную силу.
В связи с исполнением вышеуказанного мирового соглашения, утвержденного судом, Администрация Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области своим Постановлением от 08.12.2017 г. №... Попова У.С. принята в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В связи с тем, что Попова У.С. является вдовой участника Великой Отечественной Войны и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она обратилась с заявлением на предоставление социальной выплаты, на приобретение жилого помещения.
Однако Комитет Строительства Волгоградской области Приказом №253-ОД от 11.05.2018 г. отказал Поповой У.С. в признании ее получателем социальной выплаты на приобретение или строительстве жилых -помещений за счет средств федерального бюджета.
Основанием для отказа стало положение п. 9 Порядка согласно которому Основанием для отказа в признании гражданина получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилищных помещений за счет субвенций федерального бюджета является: >
отсутствие у гражданина права на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком ;
представление недостоверных документов или наличие недостоверных сведений в представленных документах. .
Однако такой отказ не соответствует положениям действующего законодательства.
Попова У.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления - Администрацией Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области на основании судебного акта - Определения Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 23.11.2017 г. по делу №...а-495/2017, вступившее в законную силу. ;
С момента подачи Административного искового заявления о признании незаконным Постановления Администрации Теркинского Сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 18.10.2017 г. №47 об отказе в принятии на учет Поповой У.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, утверждения мирового соглашения по данному делу и до настоящего момента условия проживания и обеспеченности Поповой У.С. жилым помещением не изменились.
К вышеуказанному административному исковому заявлению был приложен в качестве доказательства Акт обследования жилищных условий Поповой У.С. от 12.10.2017 г., составленный комиссией Кондрашовского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области.
Данный акт изучался Серафимовичским районным судом Волгоградской области при рассмотрении дела № 2а-495/2017.
На данный акт также ссылается Комитет Волгоградской области в письме по разъяснению причин отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Однако, как уже указывалось ранее, Серафимовичским районным судом Волгоградской области при рассмотрении административного иска Поповой У.С. об оспаривании отказа о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении принято Определение об утверждении мирового соглашения согласно которого Попова У.С. должка быть поставлена на учет и качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть фактически Попова У.С. признана судом нуждающейся в жилом помещении. Таким образом Попова У.С. является получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций федерального бюджета, так как является членом семьи умершего участника ВОВ и принята на учет г. качестве нуждающейся в жилом помещении.
Следовательно, Приказ №253-ОД от 11.05.2018 г. Комитета Строительства Волгоградской области об отказе Поповой У.С. в признании ее получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилищных помещений за счет средств федерального бюджета является незаконным.
Просит суд признать незаконным Приказ №253-ОД от 11:05.2018 г. Комитета строительства Волгоградской области об отказе Поповой У.С. относящейся к категории граждан, определенной ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в признании получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Признать Попову У. С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, к категории граждан, определенной ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет федерального бюджета.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях истца настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрацией Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен, предоставил заявление о рассмотрении без его участия.
С учетом требований ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 2 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, утверждённого постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года № 301-п, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют проживающие на территории Волгоградской области, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В силу пункта 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
В пп. 3 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Из чего следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что Попова У.С. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением №....
Постановлением Администрации Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 18.10.2017 г. №47 отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Не согласившись с данным Постановлением Попова У.С. обратилась в суд с Административным исковым заявление о признании его незаконным и обязании администрации Теркинского сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В ходе рассмотрения вышеуказанного административного искового заявления между Поповой У.С. и Администрацией Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской заключено мировое соглашение, согласно которого Администрация Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской обязуется поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Попову У.С. до 09.12.2017 г.
Данное мировое соглашение утверждено Определением Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 23.11.2017 г. по делу № 2а-495/2017, вступившим в законную силу.
В связи с исполнением вышеуказанного мирового соглашения, утвержденного судом, Администрация Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области своим Постановлением от 08.12.2017 г. №58 Попова У.С. принята в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истец обратилась с заявлением на предоставление социальной выплаты, на приобретение жилого помещения.
Однако Комитет Строительства Волгоградской области Приказом №253-ОД от 11.05.2018 г. отказал Поповой У.С. в признании ее получателем социальной выплаты на приобретение или строительстве жилых -помещений за счет средств федерального бюджета.
Указанное подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
По результатам проверки учетного дела Поповой У.С. установлено следующее.
Попова У.С. зарегистрирована по месту жительства в жилом доме общей площадью 52,3 кв.м по адресу: ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности внуку ... (1/8 доли), внучке ... (7/8 доли) согласно договору дарения от 29.08.2012 (7/8 доли указанного жилого дома до 29.08.2012 принадлежали Поповой У.С.). Всего зарегистрировано по данному адресу 1 человек;
20.02.2018 г. Попова У.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта обследования жилищных условий граждан от 12.10.201? составленного администрацией Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, а также из акта обследования жилищных условий от 16.10.2017, составленного администрацией Теркинского сельского поселения, следует, что Попова У.С. фактически проживает с дочерью ... в благоустроенном жилом доме общей площадью 70,9 кв.м по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ..., собственником которого является дочь Сафронова Т.Н. Всего по данному адресу зарегистрирован 1 человек: Сафронова Т.Н.
Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга (супруга), а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, Попова У.С. является членом семьи собственника указанного жилого дома - дочери ...
Фактическое проживание Поповой У.С. с дочерью ... по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, ..., подтверждается сведениями, указанными в договорах, найма жилого помещения от 01.01.2016, от 01.01.2017, от 01.01.2018, заключенных между собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., ... («наймодатель») и Поповой У.С. («наниматель»), а также в согласии Поповой У.С. на обработку персональных данных от 01.03.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра ш на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица дочь .... является с 12.05.2008 собственником 16/51 доли квартиры общей площадью 71,2 кв.м по адресу: ..., а также с 10.11.2006 собственником жилого дома общей площадью 70,9 кв.м по адресу: ..., ( с 03.12.2007 г.- ...)
Учитывая изложенное обеспеченность общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного человека составляет ( 70,9 кв.м.+71,2 кв.м.*16/51 )/2 = 46,6 кв.м., что более учетной нормы установленной на территории Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области в размере не более 12 кв.м на одного человека.
В силу требований ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что истцом совершены умышленные действия с целью создания искусственной нуждаемости в улучшении жилищных условий, об этом свидетельствует вышеуказанные обстоятельства.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что требования истца не обоснованы, и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой У. С. к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в признании получателем социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенции федерального бюджета, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда путем подачи апелляционной жалобы со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Решение изготовлено в окончательной форме 16.11.2018 года.
Судья Д.И.Коротенко