Решение по делу № 33а-3709/2021 от 06.07.2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Кисель М.П.                        39RS0002-01-2020-007031-08

Дело № 2а-1111/2021;

33а-3709/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2021 года                                    г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Алфёровой Г.П.,

судей Ганцевича С.В., Уосис И.А.,

с участием помощника судьи     Корж А.Е.,

рассмотрела в открытом судебного заседание административное дело по административному иску Черкасовой Светланы Сергеевны к Министерству образования Калининградской области, министру образования Калининградской области Трусеневой С.С. о признании ответа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения с апелляционной жалобой Черкасовой С.С. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ганцевича С.В., объяснения Черкасовой С.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Черкасова С.С. обратилась с административным иском к ответчикам, указав, что 08.09.2020 истребовала в Министерстве образования Калининградской области (далее – Министерство) данные о годах выпуска, ГОСТ и санитарно-эпидемиологических нормах (возрастные группы) предметов – одежда для игрушки – кукла и книга-пособие о правилах дорожного движения, найденных в рюкзаке её несовершеннолетнего сына Черкасова Н.Е., 25.04.2011 г.р., после занятий в школе-интернате <данные изъяты> в феврале 2020 года. Считала, что ответ административного ответчика № 9633 от 28.09.2020 на указанное выше обращение не являлся полным и исчерпывающим, просила признать данный ответ административного ответчика неполным и промежуточным, обязать Министерство предоставить ответы по существу на все поставленные вопросы в её обращении от 08.09.2020.

Вышеуказанным решением суда в удовлетворении административного искового заявления было отказано, так как суд первой инстанции не нашёл правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Черкасова С.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым её исковые требования удовлетворить, указывает, что судом были неправильно применены нормы материального права, неправильно установлены имеющие значения для дела обстоятельства. Так, судом не рассмотрен вопрос о соответствии найденных предметов истцом в портфеле ребёнка требованиям ГОСТ, СанПин, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», о том, в каком именно кабинете учебного заведения находились предметы. В материалах дела не в полном объеме представлен ответ № ЧЕ-6090/13-5035 от 30.06.2020, полученный от Роспотребнадзора, настаивает на доводах, изложенных в административном иске.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Суд первой инстанции, принимая решение по делу, правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ, представленные сторонами доказательства, сделал выводы соответствующие установленным по делу обстоятельствам.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ (ч.1).

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч.2).

    Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в части 11 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что сын административного истца ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании ПКПИ определён для обучения в ГБУ <данные изъяты> (далее - Школа-интернат).

08.09.2020 Черкасова С.С. обратилась в Министерство посредством официального сайта Министерства с просьбой разъяснить ей сведения о годах выпуска куклы, фотографию шорт к которой она прикрепила к обращению и книги (фотографию которой также прикрепила к обращению), сообщить ей год ГОСТа данных игрушек, для какой возрастной группы по СанПин они рекомендованы, также указав в обращении, что данные предметы существуют на территории Школы-интерната.

Из оспариваемого ответа № 9633 от 28.09.2020 Министерства следует, что в Школе-интернате часть воспитанников проживают круглосуточно с понедельника по пятницу, учащиеся начальной школы имеют право привозить из дома игрушки, в том числе и мягкие, игрушка, изображённая на фото, является собственностью обучающегося начальных классов. Книга, изображённая на фото, относится к серии книг «Наш друг – светофор» «Правила поведения на улице», издательство «Махаон» гор. Москва, 2005 год, состоящей из 4 книг-брошюр: «Правила перехода улицы», «Правила дорожного движения», «Правила поведения на улице», «Правила езды на велосипеде». Указанная серия направлена на формирование познавательного интереса детей к знаниям правил дорожного движения. Книжный фонд школьной библиотеки Школы-интерната проверяется, анализируется и инвентаризируется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле», в школьном библиотеки имеются издания, утвержденные вышеуказанным законом, письмами и приказами Минобрнауки России.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 16.10.2013 № 747 «О Министерстве образования Калининградской области» (далее – Положение), Министерство образования Калининградской области - исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий на территории Калининградской области государственное управление в сфере образования, полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В п. 3 Положения закреплено, что Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными органами государственной власти, органами прокуратуры, внутренних дел, иными правоохранительными органами Российской Федерации, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, общественными объединениями, иными организациями и гражданами.

Полномочия, осуществляемые Министерством, указаны в п. 10 Положения, в частности: 5) организует обеспечение муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Калининградской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; 6) участвует в проведении экспертизы учебников, включаемых в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Калининградской области; 48) рассматривает в установленном законодательством порядке обращения граждан; 73) оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Согласно пп. 20 п. 12 Положения Министерство с целью реализации полномочий в установленной законодательством и настоящим положением сфере деятельности имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам и принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным    лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Письменное обращение,               поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).

Учитывая приведенные выше правовые нормы, а также установленные обстоятельства по делу, содержание обращения Черкасовой С.С. (формулировку вопросов) и ответа на данное обращение Министерства, судебная коллегия считает, что оспариваемый административным истцом ответ изложен в соответствии с компетенцией данного органа исполнительной власти субъекта РФ, наличием у него соответствующей информации о предметах обращения, с учётом содержания данного обращения.

При этом судебная коллегия отмечает, что информация о возрастной группе, которой рекомендована данная книга, находилась в содержании данной книги, с которым Черкасова С.С. могла ознакомиться, обнаружив её в портфеле своего сына.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оспариваемый ответ Министерства не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Вопросы же принадлежности, а также использования указанных выше предметов (части игрушки и книги) в образовательном процессе Школы-интернат не являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не являются основанием (ст. 310 КАС РФ) для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3709/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Черкасова Светлана Сергеевна
Ответчики
Министерство образования Калининградской области
Министр образования Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Ганцевич Сергей Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
08.07.2021Передача дела судье
27.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021Передано в экспедицию
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее